Сима Бхаргава Пахва с серией удивительных постановок
Когда мы говорим о театре, то чаще всего имеем в виду синтетическое искусство самовыражения на сцене в том виде, в каком мы привыкли его наблюдать в Европе. Для россиян особой гордостью является русский театр, который пользуется огромной популярностью не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Иногда речь заходит за другой театр… С необычным инструментарием для автоэкспрессии и непривычными визуальными формами. Драматический театр, непривычный российскому зрителю! Об этом мы и поговорим.
Об истории индийского драматического театра
История индийского театра уходит своими корнями в далекое прошлое. Религиозные мотивы всегда проявлялись особенно сильно в культуре Индии. Совершенно неудивительно, что древний театр Индии был пронизан идеями божественности. Первые театральные постановки в Индии переносили на сцену действия драм на Санскрите. Это ценнейшее достояние индийской культуры и является вершиной развития литературы Синдху(инд. Люди Инда) Бронзового века.
В санкритской драме уже были выделены ключевые основы для создания драматических произведений. Традиционный набор главных персонажей почти всегда был одинаковым, в постановке главную роль играл герой (Наяка), героиня (Наика) или шут (Видусака). Фундаментальные роли в драме часто становились специализацией актеров. Уже в древнем театре Индии некоторые актеры были известны преимущественно благодаря своему амплуа.
Многие характерные черты традиционного Индийского театра были установлены Натьяшастрой, трактатом на санскритском языке, в котором даются рекомендации касательно метода постановки, актерского мастерства, хореографии, архитектуры, реквизита, костюмов, грима, подбора актеров для труппы и даже дается мифологическое объяснение тому, как появился индийский театр.
Одним из главных произведений того времени была драма «Абхиджнян-Шакунтала» (санскр. Узнанная по кольцу Шакунтала), которая была основана на одной из истории из эпоса о Махабхарате. Удивительно полная по содержанию, эта драма часто обретает новую жизнь на сцене современного театра Индии.
Несмотря на то, что традиционное для Индии драматическое искусство и сегодня находит отражение на сцене, современный театр стал обретать свою форму в конце девятнадцатого века под влиянием Великобритании. Рабиндранат Тагор в эпоху развития межнациональных конфликтов внутри страны стал одним из передовиков в области создания новой драмы, концентрирующейся на проблемах самоидентификации, национализма, спиритуализма, жадности. Его работы были написаны на бенгальском языке и уже почти не имели связи с санскритской драмой. Его драмы «Почта», «Красный Олеандр» и «Читра» до сих пор пользуются успехом.
В XX веке театр претерпел множество изменений. Одним из самых главных было разделение театра по языкам. Сегодня мы различаем несколько важных лингвистических направлений индийского театра: Каннада, Малаялам, Маратхи, Бенгальский, Хинди, Телугу, Бходжпури.
Конечно же, наиболее важным является театр Хинди. Хинди, наряду с английским, является государственным языком в Индии. Одним из главных энтузиастов и культурных деятелей театра Хинди в конце 20-го века был Мритюнжай Прабхакар. Он также был передовиком в продвижении театра Хинди в первую декаду двадцать первого века. Прабхакар самым серьезным образом повлиял на развитие современного театра в Индии и сам выступал на сцене. Он написал ряд важных произведений:
Пьеса «Sadho Dekho Jag Baudana» о проблемах современного жителя метрополиса, коррупции и деградации человечества.
Адаптация кенийской пьесы «NgugiWaThiong’sHai», которая в индийском получила название «JayenToJayenKahan» (хин. Куда идти, если надо идти?) Эта адаптация была поставлена в 2005 году в ПатнеРандхиромКумаром, многообещающим режиссером, тогда еще только выпускником Национальной Драматической Школы в Нью-Дели.
Бхишмостав 2016 – связующая нить между эпохами
Впрочем, история индийского театра несмотря на наличие нескольких этнических школ достаточно бедна на события. Драматургия долгое время страдала из-за низкого уровня грамотности. Сегодня театр Индии все еще скован особенностями развития индийской культуры, но именно низкий уровень жизни и наличие большого количества социальных проблем внутри страны подстегивает развитие драматургии, в которой находят свое отражение зияющие раны общества.
11 мая газета HinduTimesразместила на своих страницах небольшую заметку. Режиссер Сима Бхаргава Пахва решила почтить память Бхишама Сахни постановкой нескольких 5 небольших скетчей, основанных на его рассказах. Сахни один из самых ярких писателей Индии и на протяжении всей своей жизни ему удавалось запечатлеть жизнь простого человека в виде смешных, интересных и легких по стилю рассказов. Бхишама Сахни был одним из громких голосов Индии, которые говорили о том, что происходит вокруг, какие проблемы волнуют маленького человека.
В постановках играют самые разные актеры. Хедлайнером проекта выступает знаменитый Нассирудин Шах, известнейший актер и культурный деятель, который всю свою жизнь посвятил развитию Параллельного кино в Индии. Он никогда не признавал мейнстримовое кино Болливуда и его участие в нестандартном и уникальном проекте под руководством Сима Пахвы вполне понятно.
Сама Сима Пахва подбирала актеров тщательно, стараясь найти лучших исполнителей для каждой роли. Бхишмостав 2016 – мини-фестиваль, в рамках которого Пахва ведет серию из пяти постановок – должен был стать своеобразным заявлением обществу. Небольшие истории с острым социальным подтекстом стараются решить многие проблемы общества не только сатирой, но и делом.
CanSupport – первая благотворительная организация в Индии, фокусирующаяся на предоставлении паллиативной помощи – предоставляет медиа-поддержку и является организатором театральной постановки. Главным спонсором проекта является компания G4S, один из лидеров в области разработки систем безопасности.
Билет на данное мероприятия стоит всего 500 рупий (чуть больше 7 долларов США или около 490 рублей) и все собранные средства идут на помощь пациентам, находящимися в терминальных стадиях онкологических заболеваний. На данный момент CanSupportобеспечивает работу 25 специальных команд, предоставляющих паллиативную поддержку 1850 пациентам в Дели и прилегающих столичных территориях. Большинство больных принадлежат к социально неустроенным слоям населения.
Впрочем, все это социальный подтекст. В чем же особенности данной постановки, составленной из пяти скитов (англ. Skit – скетч)? Сима Пахва предпочитает не спорить с традициями и вовлекать почти древние элементы театра Хинди в свои постановки. Импровизация, независимость актера на сцене и экспрессивность – вот главные принципы, которыми руководствуется в своей работе Пахва.
Три истории из пяти являются монологами, в которых актерам предоставляется полная свобода импровизации. Режиссер лишь задает атмосферу и ставит задачу, а актеры сами решают, как им преподнести зрителям историю. Нассирудин Шах отметил, что сам мало знаком с творениями Сахни, но после ознакомления с его историями, ему захотелось прочитать всё. Основные проблемы, которые задевает Бхишам Сахни, актуальны сегодня как никогда раньше. В выбранных рассказах Сахни описал дыры в системе образования, почти смехотворные суеверия и традиционные для страны ритуалы.
При этом две истории включают в себя нескольких персонажей и уже имеют больше нитей, связывающих их с исконно индийскими театральными мотивами. Команда Симы Пахвы выбрала более современное оформление постановки, но работа самих актеров часто основана на почти санскритском восприятии сверхестественного и умении правильно сопоставить себя с проблемами, которые на протяжении тысячелетий сопровождают индийское общество.
История о двух женщинах, которые ностальгируют о своем прошлом. Сатирический рассказ о суевериях, преследующих одного человека. Опус о шумной свадьбе в Дели. Страдания молодой женщины, которая находится в несчастливом браке с жестоким изменником. Все это актуальные истории о простых людях, которые живут в сложном мире.
Надо заметить, что это далеко не первая серия скетчей по коротким рассказам. Бхишмостав 2016 начался с еще более модерновой часовой постановки из 6 скетчей, которую продемонстрировал общественности театр Нойда в Дели в январе 2016!
uPages рекомендует
Отдохнуть в Милане и не разориться?
Странствия
Как я прыгнула с парашютом
Моя история
Почему люди так жаждут быть обманутыми?
Психология
Memento mori: 6 радикальных лекарств от лени
Рекомендую
Заброшенная «Пирамида»: частица советского прошлого на краю света
Странствия
Вожди, дожди, терраса
Находки
Как собирают потребительские Big Data лидеры интернет-рынка?
Технологии
Как пиарить музыкальный проект с нулевым бюджетом
Профессия
Скажи, куда ты ходишь, и я скажу, кто ты
Технологии