Если вы хотите окунуться в атмосферу провинциальной России начала прошлого века, посмотреть, как выглядел тогдашний быт горожан уездного города, и при этом ещё побывать в картинной галерее, в которой собраны десятки работ первого президента Академии художеств СССР Александра Герасимова, то вам нужно приехать в Мичуринск. Здесь на улице, носящей его имя, рядом с величественно возвышающимся Боголюбским собором, находится музей-усадьба прославленного живописца ушедшей эпохи.
Герасимовский музей расположен в красивом двухэтажном кирпичном доме, типичном городском особняке той России, прекрасно сохранившемся до наших дней. Известен он не только на Тамбовщине, но и за пределами страны. Да и сам бывший хозяин особняка, на котором красуется мемориальная доска, — персона колоритная.
Фигура Александра Герасимова, любимого художника Сталина, довольно противоречива. Прежде всего — ярко-выраженной идеологической направленностью его творчества. «Соцреализм — есть восхваление начальства в доступной ему форме» — утверждение, с которым спорить сложно. Но при всём этом бесспорны и мощь, и яркость натуры в работах Герасимова с использованием характерной для него пастозной техники живописи.
Лауреат четырёх Сталинских премий, которым ещё при жизни успел стать художник, — звание не просто почётное: кое-кому даже за верно угаданный вкус руководства страны такие регалии не раздавали. И уж четыре раза — тем более. А медаль «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже в 1937 году за «Первую конную армию» и Золотую медаль в Брюсселе за «Портрет старейших советских художников» за это не давали совершенно точно…
Послевоенная выставка советской живописи за пределами СССР в 1947 году, так называемая «Выставка четырёх» — А. Герасимова, С. Герасимова, А. Дейнеки и А. Пластова, также имела оглушительный успех в Вене, Праге, Бухаресте и Белграде. Любопытный факт — до 1949 года он даже не был коммунистом. Настойчивым предложениям вступить в партию Александр Михайлович сопротивлялся, и заявление о приёме в ряды КПСС его заставили написать, когда готовился указ о его назначении первым президентом Академии художеств СССР. Эта номенклатурная должность беспартийности не подразумевала.
Доктор искусствоведения, первый президент Академии художеств СССР, народный художник СССР — список почётных званий длинный. Пробовавший себя на первых порах в разных жанрах — пейзаже, портрете, тематических полотнах, скульптуре Герасимов нашёл свой стиль в живописи монументальной. С ней он и остался в истории…
Учёба в столице
Родившись в 1881 году в провинциальном Козлове и окончив местное уездное училище, в юности он уезжает в столицу поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там ему пришлось выдержать непростые экзамены — из 18 абитуриентов поступили только двое. Один из них был Герасимов. За двенадцать лет учёбы он получил блестящее образование, защитив сразу два диплома — художника первой степени и архитектора. К слову сказать, в его свидетельстве об окончании Козловского уездного училища (в 1895 году) в графе «Черчение и рисование» стоит «тройка». Пройдёт время, и, как я заметил выше, Герасимов «соберёт» немыслимое число высочайших наград и регалий. Таковы причуды судьбы, которая была благосклонна к нему.
Его авторству принадлежит фасад Мичуринского драматического театра — здания, для уездного города по своему художественному уровню более чем достойного, если не сказать отчасти помпезного. Учителями талантливого живописца стали признанные мастера мольберта Константин Коровин, Абрам Архипов и Валентин Серов. Благодаря своему таланту Герасимов добился головокружительных успехов, став, по сути, придворным живописцем Кремля. Со смертью Сталина закончилась и карьера главного кремлёвского живописца.
Правда, в год смерти вождя Герасимову было уже 72 года — возраст более чем почтенный. С началом правления Хрущёва его постепенно освободили от всех постов, а картины художника убрали из музейных экспозиций. Но время внесло коррективы, о Хрущёве в среде художников сегодня вспоминают с откровенной усмешкой, а имя Герасимова вернулось на профессиональный пьедестал почёта. Многие из почти трёх тысяч созданных им за полвека произведений вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. Они находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Вооружённых сил, Музее современной истории России, частных собраниях. А самая полная коллекция подлинных работ художника — 141 полотно — экспонируется в Музее-усадьбе Герасимова в Мичуринске.
От усадьбы до музея
Музей-усадьба
В наши дни в доме-музее можно познакомиться с документальной экспозицией, рассказывающей о детстве и юности художника. В витринах представлены архивные документы, биографические материалы, фотографии. Это первый этаж здания. В большой комнате размещена мебель того времени. В книжном шкафу хранятся книги из личной библиотеки. В шкафу, стоящем рядом, — посуда. Все экспонаты подлинные.
В гостиной — изящный ломберный столик, диван, кресла и немецкий рояль «Арнольд Фибигер». На стене, над роялем, — зеркало в лепной раме. Оно — нередкая фоновая деталь ряда его работ: на женских портретах и натюрмортах.
На втором этаже при жизни живописца размещалась столовая, из которой можно пройти в большой зал. Здесь на стене тоже висит венецианское зеркало работы итальянских мастеров начала ХVIII века. Старинные часы швейцарской фирмы «Мозер», которым более 120 лет, — немые свидетели истории семьи и дома.
В этой комнате часто собирался местный бомонд: художники, учёные, писатели. Бывали и важные столичные гости. В их числе Климент Ворошилов — один из первых маршалов СССР и первых лиц страны.
В гостиной второго этажа находится резной мебельный гарнитур ХIХ века в стиле модерн, на стене — портрет матери. Из парадной комнаты можно перейти в комнату родителей художника.
Двор-музей
Двор мемориальной усадьбы, на территории которого расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, погреб и амбар, приспособленный самим художником в 30-х годах под мастерскую, — самостоятельный объект музейного комплекса.
Отдельное место занимает и восстановленная знаменитая терраса, где в 1935 году написан один их известных пейзажей «Мокрая терраса. После дождя», который ныне представлен в постоянной экспозиции Третьяковки.
На территории двора находится и выставочный зал, открытый в 1981 году к столетию со дня рождения живописца. В числе её экспозиций передвижные выставки и авторские полотна Герасимова. На площади перед музеем установлен бронзовый бюст нашего славного земляка работы народного художника СССР Евгения Вучетича.
Без малого треть века музеем руководит заслуженный работник
— Тамара Ильинична, число музеев-усадеб на Тамбовщине не так уж и велико. А учитывая то, что в составе вашего музейного комплекса находится и выставочный зал с подлинниками работ первого президента Академии художеств СССР, его уникальностью можно гордиться…
— Это правда, интерес к творчеству Герасимова и к самому музею не падает. Большинство произведений художник дарил своему родному городу в то время, когда в нашем краеведческом музее работал директором Анатолий Васильевич Парамонов. 56 произведений, подаренных ему лично Герасимовым, были позже переданы нашему музею. Это произошло в начале 80-х годов, когда шло завершение строительства выставочного зала. Все наши экспонаты, говорю об этом с гордостью, — подлинники.
— Насколько мне известно, сама история создания музея не совсем обычна…
— Пожалуй, да. До 1977 года это был обычный жилой дом. В котором, кстати, вместе с другими жильцами, жила домработница Герасимовых — Дарья Митрофановна Нагина. Она работала в их семье с 16 лет и была бесконечно предана Герасимову и после его смерти. Благодаря ей сохранились вещи, которые впоследствии стали музейными экспонатами. Она же помогла нам максимально точно воспроизвести обстановку, которая была при жизни художника. Он, уехав в 1925 году в Москву, приезжал сюда постоянно, подолгу работал здесь и связи с родным городом не терял.
— И когда в 1975 году было принято решение открыть музей, город всё это выкупил?
— Да, за 8000 рублей. А ей дали новую квартиру в центре Мичуринска. Сам же дом и надворные постройки (мастерская, каретный сарай) требовали серьёзного ремонта. Особняк построил в 1886 году отец Герасимова, козловский купец «средней руки» (как писал потом в своих мемуарах живописец), занимавшийся продажей скота. Имея почти вековую историю, здание требовало к себе повышенного внимания.
— Сегодня ваш музей — филиал Тамбовской областной картинной галереи…
— Да, и именно это обстоятельство позволило нам выжить в 90-е годы и продолжить работу в наши дни. В зависимости от сезона мы принимаем до полутора тысяч посетителей в месяц. Групповые экскурсии, индивидуальные визиты. Проводим разнообразные выставки, фестивали, тематические вечера. Традиционное время активности — апрель, май, октябрь и ноябрь. Последние годы стали приезжать гости и в период зимних каникул. Это, как правило, иногородние группы или посетители.
— Как часто ваш музей проводит выездные выставки?
— Что касается экспонатов дома-музея, то таковых нет. Картины выставляются за пределами зала. Но я не сторонник таких проектов. Любая транспортировка не лучшим образом сказывается на полотнах. Хотя предложения поступают постоянно. И даже из-за рубежа.
— Откуда, например, было последнее?
— Из Италии.
— И вы отказали?
— Да. Экспозиция произведений художника за границей была единственный раз в 1991 году — в течение месяца в городе Мунстер (Германия). Я лично тогда сопровождала выставку. Спецтранспорт, оборудованный системой «микроклимата», представили немцы. Предложения были и из США. Но мой принцип таков: «Приезжайте в Мичуринск, смотрите картины, знакомьтесь с мемориальными экспозициями, оценивайте музей и талант Герасимова на его родине». В России и за рубежом нет таких музеев, которые бы показывали связь веков (ХIХ-ХХ) на примере жизни одного выдающегося художника.
— Какова приблизительная стоимость картин, выставленных у вас?
— Не знаю, мы никогда не подсчитывали такие цифры. Герасимов — не рядовой автор, и его работы оценены высоко и в финансовом плане. Могу лишь сказать, что одна из его картин была продана на аукционе в Лондоне за 2 миллиона 300 тысяч евро.
— Вы сотрудничаете с музеями других городов?
— Конечно. И с Третьяковской галереей, и с Русским музеем. Сотрудничаем и с частными лицами. Прошлой осенью позвонила незнакомая женщина из Москвы и предложила бесплатно передать нам сохранившиеся у неё архивные материалы Герасимова. Большая подборка документов и фото, датированных 1936 годом. Временем, когда к художнику пришла всенародная слава и в столице торжественно отмечали 25-летие его творческой деятельности. Своей основной задачей мы ставим популяризацию творчества нашего земляка. И всегда рады гостям!
uPages рекомендует
Заброшенная «Пирамида»: частица советского прошлого на краю света
Странствия
Отдохнуть в Милане и не разориться?
Странствия
Скажи, куда ты ходишь, и я скажу, кто ты
Технологии
Почему люди так жаждут быть обманутыми?
Психология
Как я прыгнула с парашютом
Моя история
Memento mori: 6 радикальных лекарств от лени
Рекомендую
Как собирают потребительские Big Data лидеры интернет-рынка?
Технологии
Вожди, дожди, терраса
Находки
Как пиарить музыкальный проект с нулевым бюджетом
Профессия