Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Такие люди
Читать 5 минут

Нетипичная молодость

Вадим Гранитов
7 декабря 2016, 17:29
7 декабря 2016, 17:29

Студент Московской Духовной Академии, крупнейшего центра богословского образования Русской Православной Церкви, Дмитрий Лукаченков рассказывает о том, почему выбрал такую необычную специальность, как строится учебный процесс в семинарии и зачем будущему священнику смартфон.

На пути к вере...

— Дмитрий, еще не так давно сделать подобное интервью было довольно сложно. Семинарий в стране было мало, а сама жизнь семинаристов скрыта от любопытных глаз. Что привело тебя в это учебное заведение?

— В двух словах это сложно объяснить. С пяти лет я посещал воскресную школу при Боголюбском кафедральном соборе в Мичуринске, а будучи старшеклассником, служил иподьяконом. Окончив среднюю школу с золотой медалью, сдал документы в приемную комиссию Московского медицинского института, которые успешно выдержал. Но при этом чувствовал — мои помыслы устремлены к другому… Одновременно, сдавал вступительные экзамены и в духовную академию, их результаты также оказались успешными. Передо мной встал непростой выбор. В итоге остановился на решении посвятить жизнь духовной стезе. И Московская духовная академия, в настоящий момент стала моим главным ориентиром на нем. Должен признаться, это решение было несколько неожиданным для моих родителей, потому что последние три года учебы в школе я усиленно занимался с репетиторами и готовился к поступлению именно в медицинский вуз…

— Момент поступления был сложным испытанием?

— Мне трудно однозначно ответить на этот вопрос. Конечно, определенный багаж необходимых знаний был. Это касается основных моментов истории богослужения, знания Ветхого и Нового Заветов, некоторых молитв, умения читать на церковно-славянском языке. Я успешно сдал комплексный экзамен по библейской истории, основам Православия и литургике (богословская дисциплина, изучающая христианское церковное богослужение), написал диктант и прошел ряд собеседований. Для поступления необходимо также разрешение от епархиального архиерея. Конкурс был два человека на место. Сегодня здесь обучаются более 500 семинаристов, в основном это жители стран СНГ. Учатся и зарубежные студенты из Cербии, Греции, Индонезии. Среди семинаристов есть и те, кто уже имеют высшее образование и даже опыт работы. На очное обучение в академию принимают до 35 лет. После ее окончания выпускники получают диплом бакалавра теологии.

— Как построен учебный процесс?

— Помимо учебы семинаристы выполняют достаточно много различных послушаний — заданий, поручаемых администрацией. Это может быть богослужебное послушание в храме, пение в хоре, проведение экскурсий в нашем церковно-археологиеском музее и другие.

Основу учебы составляют богословские и гуманитарные дисциплины: священное писание, патрология (изучение жизни и трудов святых отцов), литургика, философия, история церкви и история отечества. На старших курсах изучают психологию, педагогику, историю христианского искусства и другие предметы, без которых немыслимо стать образованным и современным священником. Отдельный момент — иностранные языки. Среди обязательных такие древние языки, как латынь и древнегреческий. Факультативно можно изучать современный греческий, иврит, древнееврейский и даже китайский. Семинаристы успешные в изучении языков имеют возможность учиться за рубежом. В частности, изучающие китайский уезжают на год на Тайвань, где совершенствуют свои знания.

Во многом учеба похожа на учебу других студентов: наши учебные группы в среднем по 30 человек, у каждой есть свой наставник — тьютор. Кроме изучения академических дисциплин, организуются экскурсии в столичные музеи, театры, походы в кино.

— А как выглядит изучение информатики в богословском вузе?

— Это основы практической работы с главными офисными компьютерными программами, без которых сегодня не обходится и деятельность церковных организаций.

— Как организован распорядок дня?

— Семинаристы живут в общежитии на территории Троице-Сергиевой Лавры, в небольших благоустроенных комнатах (с отдельными душевыми), по два — пять человек в каждой. Мы, например, живем втроем. Кстати говоря, комнаты убираем сами. А в общих помещениях порядок наводят сотрудники технического персонала академии. Подъем в семинарии в 7.00, в том случае, если нет никаких послушаний. Можно встать и позже, но в 8.00 все должны быть на утренней молитве, за которой следует завтрак. В 9.00 — начало занятий. Это три пары по два академических часа, потом обед, и далее, как правило, четвертая пара. Потом полдник. С 17.00 до 20.00 — часы самоподготовки. В 20.00 — ужин, потом личное время, в 22.00 — вечерняя молитва. В 23.00 — отбой. Таков обычный распорядок с понедельника по пятницу. В выходные он меняется: в субботу молитва на всенощном бдении, а воскресенье на литургии. Семинаристы свободно перемещаются в пределах Сергиева Посада, где находится Лавра и Академия. А вот для поездки, например, в близлежащую Москву, необходимо разрешение, которое дается на основании письменного прошения. Во время Великого Поста покидать территорию Лавры запрещено, исключение — воскресные дни до 20.00.

Герой интервью во время учебы в семинарии
Герой интервью во время учебы в семинарии

— Платное ли обучение в академии?

— И обучение, и проживание, и питание — бесплатные. Мы даже получаем небольшую стипендию. У нас свое форменное обмундирование — китель, брюки и обувь. Есть прачечная. На третьем курсе после пострига в чтецы (первая степень священства) благословляется носить подрясник. В академии учатся и девушки: в регентской и иконописной школах, а также в магистратуре и аспирантуре на отделении церковного искусства. Причем учатся они вместе с юношами.

— Могут ли семинаристы читать светскую литературу?

— Конечно, это даже приветствуется.

-То есть никаких «запретных» писателей нет? Например, Михаил Булгаков…

— Абсолютно. Могут рекомендовать прочитать какие-то книги, что называется «в первую очередь». Как правило, это произведения русских классиков. Но не более того. В академии, кстати говоря, прекрасная библиотека. Сегодня на ее стеллажи возвращаются уникальные издания, вывезенные оттуда во время революции 1917-го года и хранившиеся всё это время в московской библиотеке им. Ленина.

— Можно ли семинаристу иметь смартфон или планшет?

— Даже нужно. Многие задания мы получаем по электронной почте. Некоторые методические разработки сегодня существую только в электронном виде. Поэтому учеба в академии и многие передовые информационные технологии неотделимы друг от друга. Работает интернет (вай-фай), есть свой сайт (www.mpda.ru).

— Насколько строги правила внутреннего распорядка?

— Строги. Конечно, случается, что семинарист может опоздать на службу, лекцию или молитву. В таком случае придется писать объяснительную на имя проректора по воспитательной работе. Если таких объяснительных становится несколько, то объявляют выговор или лишают стипендии. В крайних случаях — отчисление из учебного заведения.

— Как питаются семинаристы?

— Если это не постный день, то в меню присутствуют мясо и рыба. На завтрак чаще всего — картофель, каша, чай, масло. Обед — салат, первое, второе, третье. Полдник — чай с булочкой или фрукты. Ужин — картошка с котлетами или что-то другое. Всегда есть возможность что-то купить в буфете. Хочу заметить, что ни чипсы, ни жевательная резинка, ни кока-кола там не продаются. Есть шоколад, очень вкусная своя выпечка. Осенью мы сами заготавливаем овощи, солим помидоры и огурцы на зиму. Это, кстати, одно из хозяйственных послушаний.

— Кем и где ты видишь себя после окончания учебы?

— Я вижу себя, прежде всего человеком, посвятившим жизнь той профессии, тому служению и призванию, которые сам выбрал. А в каком месте это будет, пока не знаю, но мне хотелось бы вернуться на свою малую родину, там, где были сделаны первые шаги на пути к вере…

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует