Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Библиотека
Читать 1 минуту

Когда уходят гении

Игорь Тян
30.11.2016, 18:21
0
605
30.11.2016, 18:21
uPages.io - Игорь Тян Игорь Тян

Когда мы вспоминаем о студии «Гибли», которая подарила нам великолепные анимационные фильмы, ставшие достоянием современной культуры, то мы думаем о великих Хаяо Миядзаки и Исао Такахато. Эти два близких друга основали свою мастерскую волшебства в далеком 1985 году. Удивительное мастерство аниматоров и по-детски добрые сюжеты Миядзаки год за годом дарили нам великолепные мультфильмы.

uPages. Игорь Тян. Когда уходят гении

Если сам Миядзаки всегда был сердцем и душой «Гибли», то Макико Футаки представляла из себя искусные руки. Она присоединилась к творческой группе Миядзаки в 1981 году и с тех не переставал удивлять весь мир своим мастерством, создавая удивительно простые образы, полные чувственности и эмоциональности. Она ушла из жизни слишком рано, в возрасте 57 лет, 13 мая 2016 года…

uPages. Игорь Тян. Когда уходят гении. Фото 2

Футаки в начале пути

До знакомства с великим режиссером Миядзаки, Футаки уже была достаточно известным аниматором, прочно заслужив признание мастеров после своих первых работ над сериалом «Люпен III». Уже тогда проявились некоторые основные черты стиля Футаки. Она умела создавать базовые наброски таким образом, чтобы основные аниматоры могли без проблем дорабатывать сцены и вдыхать жизнь в статические картинки.

Талант Футаки был замечен Исао Такахато, который искал способного художника-мультипликатора для работы над адаптацией популярной манги «Jarinko Chie». Совместная работа впечатлила Исао. В 1981 году, когда студия «Гибли» начинала работу над первым крупным проектом «Навсикая из Долины Ветров», Такахато сразу же нанял Макико Футаки для создания ключевых кадров. Неуместно напоминать, что мультипликационный фильм стал однозначным успехом и навеки вписал имена создателей в историю мировой культуры.

Миядзаки также был впечатлен работой Футаки. На протяжении тридцати лет она выступала в качестве привлеченного специалиста и работала вместе с другими аниматорами студии над всеми картинами, включая проекты «Мой сосед Тоторо», «Унесенная призраками», «Принцесса Мононоке» и другие.

uPages. Игорь Тян. Когда уходят гении. Фото 3

Макико не переставала работать и над другими проектами, которые также широко известны мировой аудитории. Среди ключевых работ мастерицы просто обязательно нужно отметить два удивительных полнометражных аниме-фильма, которые являются столпами японской мультипликации:

«Королевский десант» — научно-фантастическое аниме, увидевшее свет в 1987 году. Работа над масштабной картиной заняла три года. Это первое «сольное» произведение студии Gajnax. Руководство над созданием взял на себя Хироюки Ямага, который также высоко отзывался о таланте Футаки.

«Акира». Это, пожалуй, самое известное аниме 80-х. Знаковая научно-фантастическая картина с удивительной анимацией, невероятно проработанными фонами и выдерживающим любую критику сюжетом. Отомо Кацухиро привлек к работе над «Акирой» десятки специалистов, среди которых также была и Макико Футаки, отвечавшая за создание некоторых ключевых кадров и даже участвовавшая в «фазовке».

Влияние на творчество Гибли

Макико Футаки всегда отвечала за критически важные ключевые кадры. В анимации художник-мультипликатор занимается созданием компоновочных рисунков, которые определяют важные моменты сцены. Затем другие мультипликаторы занимаются заполнением пустот между этими рисунками, промежуточные рисунки называют фазами. Основной специализацией Футаки всегда были именно ключевые кадры, определяющие направление и характер сцены.

Она умела создавать мини-историю на «пустом месте». Именно за это мастерство ценили ее все художники-постановщики, которым нужно было только поставить задачу и не беспокоиться за то, что она будет плохо выполнена. Футаки всегда справлялась со сложными заданиями от режиссеров и именно поэтому за свою долгую жизнь поработала над самыми известными аниме-фильмами.

uPages. Игорь Тян. Когда уходят гении. Фото 4

Удивительный талант Макико проявлялся вне зависимости от тематики, с которой ей приходилось работать. Будь то ретро-самолеты из «Порко Россо» или ловкие сусуватари из «Мой сосед Тоторо», Футаки всегда была удивительно точной в создании образов. Портфолио Макико включает в себя огромный набор самых разных картин, которые отличаются друг от друга и техникой рисовки, и характером, и сеттингом.

Последней работой удивительной художницы стала картина студии «Гибли» «Воспоминания Марни», которая в июне 2016 года была показана английскому зрителю в рамках фестиваля «Студия Гибли Навсегда», организованного компанией Studio Canal. Эта картина была создана уже под руководством Хиромаса Ёнебаяси.

uPages. Игорь Тян. Когда уходят гении. Фото 5

«Гибли» без Футаки, Миядзаки и, возможно, будущего?

1 сентября 2013 года Хаяо Миядзаки участвовал в конференции в Венеции, во время которой он утвердительно заявил о том, что «в этот раз всерьез завязывает с анимацией». Вслед за его уходом в марте 2014 года Тошио Судзуки сообщил о своем уходе с поста продюсера и переходе на позицию главного менеджера студии «Гибли».

В августе 2014 году он же объявил о том, что студия возьмет небольшую паузу для реструктуризации и переоценки будущего компании ввиду ухода Миядзаки.

Сейчас компания занимается преимущественно поддержкой других медийных проектов, включая некоторые независимые работы европейских аниматоров, новый сериал под режиссурой Горо Миядзаки, сына Хаяо, а также некоторыми другими проектами. Настроение речи Тошио Судзуки было не самым обнадеживающим. Он выразил свою неуверенность в будущем компании, а многие общественные деятели сразу же стали высказывать свое беспокойство в том, что «Гибли» может больше не выпустить ни одной самостоятельной полнометражной картины.

К сожалению, недавняя смерть Макико Футаки, которая покинула наш мир совсем молодой, а также уход на покой огромного количества аниматоров и художников, которые работали в студии на протяжении 30 лет, добавляют веса пессимистичным предположениям. Уже в начале 21-го века Миядзаки много раз говорил о нехватке талантов, о превращении японской анимации в бездушный конвейер. Вместе с Футаки мир покинула еще одна частичка волшебства, всегда сопровождавших аниме-фильмы, на которых мы выросли.

uPages рекомендует