Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Такие люди
Читать 9 минут

Мастер спецэффектов

Игорь Мейден
01.12.2018, 14:28
0
1561
01.12.2018, 14:28
uPages.io - Игорь Мейден Игорь Мейден


Мастер спецэффектов Виктор Вилкс шьет платья из сгущенки, готов для пользы дела не только утопить российских музыкантов в латвийских болотах, но и рассказать, как это было!

uPages. Игорь Мейден. Мастер спецэффектов

В активе рижского режиссера Виктора Вилкса видеоклипы для Земфиры, Алены Свиридовой, групп «Мумий Тролль», «Би-2», «Сплин», «Каста», «Animal джаz», «Brainstorm» и десятков других самых известных коллективов и исполнителей. И это не считая еще и видео-рекламы, хоть для мировых автомобильных концернов, хоть для Эрмитажа (помните ролик, где три средней упитанности медведя бродят по огромным залам?). Сам снял художественный фильм «Препод» и помогал в работе Тимуру Бекмамбетову на студии «Базелевс». Его работы знают миллионы. Но лишь единицы допускаются на спецэффектную кухню. Секретами своей необычной профессии мастер поделился с нами.

Живет Виктор уже много лет не в столице Латвии, не в Риге, но близ небольшого городка Слока, который расположен сразу за курортом Юрмала. В Слоке в советские годы работала большая и вредная целлюлозная фабрика, в одном из зданий которой спустя много лет после ее закрытия, Виктор снял клип группы «Би-2» на песню «Моя любовь». Пересмотрите его: настроение места передано превосходно! От Слоки близко и до дикого болота Кемери — давно известного среди зоологов, изучающих жизнь волков да рысей, и гораздо менее давно —среди меломанов, обожающих группу «Сплин». Вилкс снимал там на островках Александра Васильева — для клипа «Остаемся зимовать».

Каллиграфия для «Агаты Кристи»

uPages. Игорь Мейден. Мастер спецэффектов. Фото 2

Из Риги Виктор летает буквально по всему миру: от Дубая до Урала, когда речь идет о создании музыкального видео. В год у него выходит примерно 10 клипов. Это даже для большой клипмейкерской команды где-нибудь в богатой и продвинутой Европе совсем немало. А тут он один — он чаще всего и автор сюжета видео, и продюсер, и режиссер. Сейчас готовится к поездке на Байкал, где будет снимать клип молодой группы «Летать», и потом продолжит работу над ним в Риге.

— Знаешь кого-то на Байкале, на острове Ольхон? Отлично! Мы там тоже работать планируем — пока прозрачный лед кругом», — говорит мне Виктор и одновременно выполняет еще уйму разных дел: надо ответить на письмо от Тимати, найти заставки для снятого на днях видео к песне Лины Милович, наконец, договориться о визе в Россию. В основном я с музыкантами из нашей страны-соседки работаю. Например, большую часть прошлого года провел с «Агатой Кристи» в турне. Я отвечал за музыкальное видео на концертах, а моя дочь Мария занималась еще и световым шоу.

Тур начался с концерта в «Олимпийском», который был битком набит зрителями. Знаешь, группа хоть и заявила о своем распаде, но, как мне показалось, она еще будет петь и петь. Думаю, у нее сейчас даже лучший творческий период, чем был несколько ранее.

Видео на заднике сцены представляло из себя каллиграфическое шоу. Идея его: как написать песню группы «Агата Кристи»? Мария у меня мастер каллиграфии. Она на бумаге писала названия песен, строки из них, мысли, а потом все это мы снимали и по-разному оформляли для каждой композиции. В «Эпилоге», с которого начинался концерт, на публику словно наезжал видеоряд из названий всех песен «Агаты», в «Вечной любви» строки и фразы были написаны на карточках, и их выкидывала рука, словно игральные карты. А где-то еще слова взрывались, где-то сгорали. Все было синхронизировано с музыкой и светом.

Полет в Дубай за рассветом для Алены Свиридовой

То концертное видео-шоу у Вилкса было далеко не первым в карьере. И историй, связанных с каждым концертом — уйма. Вот, например, как он снимал рассвет для выступления Алены Свиридовой в «Олимпийском».

Концерт начинался в кромешной тьме, по замыслу — глубокой ночью. Потом с каждой песней должно было светать, и наконец, медленно, как в реальности, подниматься Солнце.

Где снять рассвет поздней осенью? В Москве? В Латвии? Виктор изучил прогноз погоды: на ближайший месяц все в тучах. А до концерта осталось несколько дней! После долгих поисков информации «о рассветах», выяснилось, что в это время года можно гарантированно заснять яркий рассвет… в Дубае, где небо обязательно ясное. Виктор приехал в Рижский аэропорт: «Есть билет до Дубая?» «Есть», «Визы для жителей Евросоюза туда нужны?» «Нет». И через несколько часов Виктор, вооруженный двумя камерами и прочей аппаратурой, был в аэропорту Дубая.

Но тут вдруг оказалось, что всем гражданам ЕС визы в Дубай не нужны, а у Латвии какой-то особый статус и ее жителей так просто в Арабские Эмираты не пускают. Визу на месте, прямо в аэропорту, можно оформить, но только если у тебя уже забронирован 5-звездочный отель, а получишь ее следующим утром. Как быть? Из аэропорта Виктора не выпускали, что бы он ни предпринимал и что бы ни делал! Даже нашел какого-то дубайца в форме и предложил ему взятку: «Спасай, друг, выведи из аэропорта!» Но «друг» согласился спасти только за 1500 долларов, а у Виктора была с собой лишь половина суммы.

Решил снять рассвет прямо из стеклянного здания аэропорта, где ночью поднялся на последний этаж — и стал ждать до утра, вооружившись видеокамерой. А рассвета-то все нет. Не озаряет Солнце все кругом. Просто серое все вокруг! И уже рассвело. Виктор присмотрелся к асфальту — и увидел, что там лужи и накрапывает дождик. Это в Дубае-то, где гарантированные рассветы! Оказалось, такое здесь в это время случается не чаще чем раз в два года.

— Времени нет совершенно, послезавтра уже концерт, — вспоминает Вилкс. — И тут я понял: если прилетел за тысячи километров – и тут дождь, то, когда вернусь, в Москве просто обязано быть яркое солнце в небе! В аэропорте я еще одному человеку помог позвонить по телефону — дело хорошее совершил: притягивал так удачу. Прилетел я в Москву, и вечером над головой было ясное небо вопреки всем прогнозам. Чудо состоялось. В последнюю ночь перед концертом я залез на крышу в центре Москвы, примотал скотчем камеры (мои штативы с остальным багажом задерживались в Дубае) к каким-то трубам, более-менее настроил их в нужном направлении — и заснял восходящее Солнце.

Еще для Алены Свиридовой я делал клип на песню «Пока». Снимал так, чтобы было совершенно непонятно: как это делал? А делал все разными способами. Один снимал через рентген. Только рентгеновские лучи параллельные, и оптическую линзу нельзя поставить так, чтобы они проходили через нее. Значит, движущиеся предметы в рентгене не заснять. Я сделал устройство, чтобы оно поворачивало предмет под рентгеновскими лучами буквально по одному градусу, одновременно я все покадрово снимал, придвигая камеру.

Алена Свиридова "Пока"

Другой способ — людей я не мог снимать через рентгеновские лучи: за большой промежуток времени они бы очень сильно облучились! Нельзя с Аленой Свиридовой так поступать. Ее я снимал с двух сторон обычными видеокамерами, поставленными одинаково ровно одна напротив другой. Но только одна камера снимала в позитиве, другая в негативе, а между ними проходила Алена. Когда я наложил одно изображение на другое, Свиридова стала словно прозрачной, будто в рентгеновском свете. Я все снималось на зеленом фоне, который легко убрал в процессе обработки изображения, менял его на другой.

Как «Сплин» на болотах зимовал

Съемки каждого музыкального видео Виктор помнит прекрасно — и не важно, сколько лет прошло. Продукт-то штучный! Да вот хотя бы клип группы «Сплин» на песню «Остаемся зимовать» в доказательство этого.

— Мы его сняли за день на болотах в местечке Кемери в латвийской глубинке, а потом месяц над ним еще работали (обычный срок для качественного видеоклипа), — рассказывает Виктор. — Идея клипа неожиданной пришла. В песне поется, что «остаемся зимовать», а у меня в голове почему-то возник образ из наполеоновской эпохи: французские солдаты не перезимовали в русские морозы.

Сплин "Остаемся зимовать"

И все это — наполеоновские солдаты, болото, речка, поваленные деревья — спрятано в одном дубовом листике. Я в то время увлекался съемками даже не макро, а при самом большом увеличении, как под микроскопом. Скажем, пыль при огромном увеличении похожа на дым извергающегося вулкана, а тончайшие прожилки листа — как попадавшие деревья.

В клипе все непрерывно выглядит: стоит Васильев на островке посреди болота, камера поднимается — и видно, что в него стреляют, потом камера еще отодвигается - и открывается панорама леса, и попадавшие деревья уже совсем крошечные. Еще выше камера — и видные какие-то странные субстанции, похожие на облака. Камера взлетает выше, и оказывается, что это все в листе дуба спрятано, который мы сильно увеличили. При монтаже я совмещал видео и фото.

Покрасить Лагутенко в зеленый цвет

Музыканты полностью доверяют Виктору — и сюжет клипа писать, и актеров подбирать, и снимать. И не разочаровываются потом! А с некоторыми, как например, с Ильей Лагутенко из «Мумий Тролль», завязывается крепкая дружба. Первый клип, который Вилкс снял для Лагутенко, был «Ранетка».

Мумий Тролль "Ранетка" (реж. Виктор Вилкс), 1998 г.

— В кайф было работать с Лагутенко – для группы, которая тогда, в 1997-м, только набирала обороты. Сразу увидел, что «Мумий Тролль» — необычайное событие в мире музыки, — вспоминает Виктор. — «Ранетка» был первым музыкальным видео (до этого снимал только рекламу) после клипа для моей собственной группы «Cache Cache», которая когда-то существовала. Я тот клип показал Илье, он ему понравился, и мы стали работать над «Ранеткой», что оказалось довольно долгим процессом. На «Ранетке» научился многому. Почти всему научился. До этого я видел весьма приблизительно, к примеру, в каком месте песни какой кадр должен появиться.

Труды оправдались, я тогда за клип получил много музыкальных наград в России. А со следующим клипом для «Мумий Тролль» — «Невеста» работал еще смелей. Идея «Невесты» родилась «из глянцевости» песни и того, что Илья любил глянец (такой журнальный, как на первой обложке). Клип вышел слишком ярким — чего, собственно, я и добивался. Кто-то думает, что там мультипликация одна, а на самом деле мы все снимали на пленку, но только особенно.

Снимали многое на зеленом фоне, который потом легко убрать, заменив его на любой другой. Снимаешь стаканчик, крутящийся на зеленом фоне, а потом ставишь на тот фон, что в клипе нужен. Тогда это было ноу-хау: чтобы сделать кожу человека совершенно плоской и почти невидимой, а блестящие места — ногти, губы, глаза — естественными. Лица всех музыкантов мы красили все тем же зеленым, а остальное было, как есть. В итоге «живые» в кадре, после замещения цветов, оставались лишь места, которые не были закрашены. Сейчас на простом ай-фоне есть подобные эффекты, — то, до чего мы сами доходили и рождали в 1990-е, когда еще и цифровых фотоаппаратов никто не знал…

Как «Каста» в рисованный мячик играла

Особняком в послужном списке Вилкса стоят клипы для группы «Каста». Многое для этих музыкантов, с которыми тоже подружился, делал не ради денег, но «ради славы».

- Мне очень понравился первый альбом группы «Каста», и я был просто рад для них музыкальное видео делать, - говорит Вилкс. - В этом году тоже для них снимал клип - на песню «Чемпион мира», а всего сделал, кажется, пять видео. А дольше всего я возился с клипом «Метла». Исключительно трудоемкая работа была. Посмотрите в интернете клип - поймете.

Влади "Чемпиона мира"

Там много всего нарисованного и спецэффектов придумано. То, что делают музыканты в клипе, в реальности невозможно. Никак невозможно легко носить в руке и подбрасывать задний мост от грузовика, который весит несколько сотен килограммов. Я его пририсовал.

В клипе работало пять дублеров, и для каждого придумали свой эффект. Много сделал 3D изображений. К примеру, мячик рисовал, которым играют в клипе. То, как ловко его подбрасывают музыканты и как он вообще летает, в реальности невозможно. Хотя многие, кто смотрел клип, думают, что он настоящий.

Хороший «Препод» учит режиссера

Два года назад Виктор дебютировал в качестве кинорежиссера в Казахстане. Его знакомые там решили снять молодежный фильм. А раз молодежный, то, подумали они, должен быть клиповым. А раз клиповым, — тогда надо звать Вилкса!

До этого он с кино имел отношения только в качестве постпродюсера, например, для знаменитой студии Тимура Бекмамбетова «Базелевс» (там снимали все «Дозоры», «Елки» и еще уйму самого разного), где дорабатывал спецэффекты. Помните, как в картине «Черная молния» машина главного героя взлетала, пролетала через стекло в здание, как о ее лобовое стекло разбивается в небе ворона? Это все Виктор делал — на своей студии… Но тут — сразу большое кино целиком «на одном» Вилксе!

— Интересно было работать в Казахстане, хотя и слабее все в итоге получилось, чем я изначально планировал. Мне пришлось много раз переписывать сценарий, многое сокращать, потом восстанавливать что-то. И вышло не очень цельное действие. Знаете, на то, чтобы что-то вычеркнуть из фильма, никаких согласований ни с кем не надо, поскольку это экономия средств — бюджета картины. А на то, чтобы добавить, согласования необходимы, поскольку это требует дополнительных средств. Нескольких важных сцен не добавили, и сюжет картины кое-где провисает.

Но я считаю, фильм прошел успешно. Он занял первые места на московском фестивале «Отражение», допустим, в номинации «Лучший режиссерский дебют» — мой дебют. Интересно было попробовать себя в режиссуре целого фильма. Я этой профессии нигде не учился. И тогда, много лет назад (больше двадцати) сам до всего доходил – экспериментировал, читал, с разными профессионалами общался. Есть такое выражение: режиссером может быть любой, кто не доказал обратного. Теперь буду пробовать себя еще в кино: мыслей по этому поводу в голове много.

uPages рекомендует