Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Такие люди
Читать 1 минуту

Забытый создатель музыки

0
1670
06.12.2016, 16:57
uPages.io - Александр Гребенюков Александр Гребенюков

Музыкант, Ростов-на-Дону

О нём говорят, что он создал современную музыку. Игорь Стравинский, известный композитор первой половины XX века, сказал, что произведения этого мастера самые ранние из тех, что может понять современный слушатель. Его называют первым крупным представителем барокко, и, в то же время, одной из последних «звёзд» эпохи Возрождения. Его слава при жизни была огромна, а после смерти его забыли на несколько столетий.

Клаудио Джованни Антонио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне. Точная дата рождения неизвестна. Сохранилась лишь дата крещения, 15 мая. Кроме того, ничего неизвестно о матери композитора. Даже имя её неизвестно. Отцом же будущего мастера был врач, Балтазар Монтеверди.

О годах юности будущего композитора известно мало. С самого раннего возраста он обучался музыке у Марко Антонио Индженьери (1535/36−1592), капельмейстера собора в Кремоне. И, судя по всему, очень рано у мальчика проявился исключительный талант. Уже в возрасте 15-и лет Монтеверди опубликовал свою первую книгу мадригалов. Через год, в 1583 выходит ещё несколько сборников сочинений (мадригалов, мотетов). К концу 1580-х он становится «звездой», имя которой знают во всей Италии.

Первая книга мадригалов Клаудио Монтеверди

В начале 1590-х Монтеверди получает приглашение, от которого невозможно отказаться. Его приглашают ко двору Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского, богатого аристократа и большого любителя музыки. Благодаря этому юный музыкант получает возможность лично познакомиться со многими яркими личностями. Возможно, что там он познакомился с Питером Рубенсом. И там же композитор находит себе жену. В 1599 году он женится на Клаудии Каттанео, певице и дочери одного из музыкантов мантуанского двора.

Портрет Монтеверди начала мантуанского периода
Портрет Монтеверди начала мантуанского периода

Но в Мантуе Монтеверди ждали не только счастливые моменты. Нравы, царившие при дворе герцога Гонзага полностью соответствовали времени, а значит, отношение к слугам (к которым, естественно, причислялись и музыканты) было жёстким. На Монтеверди сразу взвалили огромное количество обязанностей. Он был композитором, скрипачом, педагогом по вокалу. И при этом жалованье выплачивалось нерегулярно. Впоследствии композитор с горечью вспоминал, как ему приходилось идти с унизительным поклоном к казначею и практически выпрашивать то, что уже было заработано.

Тем не менее, служба у герцога имела и колоссальные плюсы в виде путешествий по Европе. Герцог в каждую свою поездку в числе прочих брал с собой музыкантов. Исключением не стал даже военный поход в Венгрию. Благодаря этому Монтеверди, в числе свиты герцога, посетил Прагу, Вену, Инсбрук, Антверпен. Но одно из самых знаковых для истории музыки путешествий герцог совершил не так далеко. В 1600 году во Флоренции состоялась премьера музыкальной драмы «Эвридики» Якопо Пери (1561−1633), певца и композитора, участника знаменитой Флорентийской Камераты.

Якопо Пери (1561−1633)
Якопо Пери (1561−1633)

Флорентийская Камерата представляла собой собрание аристократов и учёных (в число которых входил например Винченцо Галилей (1520−1591), отец Галилео Галилея), занимающихся вопросами восстановления искусства Античности, в частности, античной драмы. Результатом их исследований стали произведения Пери, «Дафна» (1598) и «Эвридика» (1600). Именно премьеру «Эвридики» видел Монтеверди, будучи в свите герцога Гонзага. И, увидев, он осмыслил новый жанр по-своему.

По прошествии 7 лет премьеры произведения Пери на празднике в Мантуе капельмейстер Клаудио Монтеверди представляет своё музыкальное сказание (Favola per musica) «Орфей». Это была другая версия всё того же мифа об Орфее и Эвридике. Но произведения Монтеверди и Пери кардинально отличаются. Именно «Орфея» уроженца Кремоны можно назвать первой полноценной оперой в истории, тогда как произведения Пери, Каччини и других авторов в начале 17 века, по выражению Т. Н. Ливановой можно считать лишь «наивно-подготовительными».

Монтеверди, «Орфей», токката (вступление), театр Лисео, дирижёр Жорди Саваль

«Орфей» потряс современников масштабами. Большой оркестр (42 музыканта, тогда как в более ранних произведениях собирались ансамбли 8−10 человек), яркое вступление, хоры, выразительная сила, всё это способствовало громкому успеху премьеры в Мантуе. Почти сразу следом появляется вторая опера Монтеверди — «Ариадна». Её премьера также проходит с громким успехом. А плач Ариадны «Позвольте мне умереть» («Lasciatemi morir») становится настолько популярной, что композитор даже делает её многоголосное переложение и включает впоследствии в 6-ю книгу мадригалов.

Monteverdi, Lamento d’Arianna (Les Arts Florissants, Paul Agnew)

Но ярким творческим победам и грандиозной славе, пришедшей к композитору, сопутствовали и удары судьбы. Незадолго до премьеры «Орфея» (1607) умирает жена Монтеверди, оставив на его попечение детей, двух мальчиков и девочку (девочка вскоре также скончалась). А перед премьерой «Ариадны» (1608) умирает ученица мастера, которую он готовил к роли Ариадны.

Композитор подавлен и разбит, как огромным количеством обязанностей, которые были дополнительно повешены на него, как на капельмейстера, так и личными трагедиями и отношением к нему со стороны герцога. Монтеверди всё чаще просит отставки. Но герцог Гонзага, обладая хорошим вкусом, прекрасно понимал, «звезда» какого масштаба у него служит, и отвечал категорическим отказом.

Избавление пришло неожиданно и, пожалуй, не совсем так, как хотел Монтеверди. В начале 1612 года Винченцо Гонзага умирает. Новый хозяин Мантуи не был таким поклонником музыки, поэтому попросту выгнал Монтеверди, не заплатив того, что было обещано композитору старым герцогом.

Но музыкант с таким именем не мог долго оставаться без работы. И вскоре его приглашают в Венецию, в собор святого Марка. Там Монтеверди, как кантор собора, должен был писать музыку для богослужений.

Монтеверди, Месса, дир. Габриэль Гарридо

Именно в Венеции Монтеверди получает компенсацию за долгие годы унижений в Мантуе. Он, наконец, находит финансовую стабильность и уважение со стороны тех, кто платит. Однако, его творческие принципы остаются уникальными.

Конец 16 — начало 17 веков это время ожесточённого соперничества в музыке т.н. «первой практики» и «второй практики». «Первая практика» основывалась на достижениях прошлого, на старой полифонии. Её сторонники ратовали за сохранение этих великих принципов. В то же время, сторонники «второй практики» считали, что полифония — пройденный этап, и теперь нужно писать музыку, где звучала бы мелодия с аккомпанементом. Монтеверди не был сторонником обеих «практик». Он активно использовал и то и другое, ставя во главу угла только лишь выражение чувств. Поэтому, так совпало, что его одинаково не любили приверженцы обеих «практик». Одни считали, что Монтеверди старомоден, другие же обвиняли его в том, что он предал искусство прошлого и пошёл на поводу у моды. Монтеверди ни с кем не спорил на эти темы. он просто сочинял музыку.

Монтеверди, мадригал Si dolce è'l tormento (Accordone)
Хор из оперы «Орфей»

Через некоторое время после того, как Монтеверди проработал в Венеции, в Мантуе снова сменился правитель и секретарь герцога, Оттавио Ринуччини, на либретто которого был написан «Орфей», написал своему другу письмо с предложением вернуться. Композитору обещали даже земельный надел во владение. Но Монтеверди ничего не забыл. В достаточно резких выражениях он пишет ответное письмо, где с горечью говорит о том, что не надо обещать того, что уже итак было заработано.

В Венеции композитор продолжает следовать лишь себе, не взирая на моду или критику коллег. И находит единомышленника в лице одного из своих лучших учеников, Франческо Кавалли (1602−1676). Вместе, заручившись поддержкой нескольких меценатов, учитель и ученик основывают первый в мире публичный оперный театр Сан-Кассиано (1637). К сожалению, до нашего времени здание театра не сохранилось. В 18 веке оно погибло в пожаре. Но начало было положено.

Франческо Кавалли (1602−1676)
Франческо Кавалли (1602−1676)

Именно в театре Сан-Кассиано состоялась премьера последней оперы Клаудио Монтеверди — «Коронация Поппеи» (1642). Эта работа свидетельствует о многом. В частности, о невероятной силе духа композитора. Несмотря на то, что материальные затруднения отступили, невзгоды продолжали преследовать мастера. В 1630 году французы опустошили Мантую. Во время разграбления города были убиты многие друзья композитора, а в начавшемся пожаре погибает огромное количество рукописей с его произведениями, которых за долгие годы службы у герцога Гонзага накопилось немало.

Уже через год, в 1631 году, судьба снова проверяет Монтеверди на прочность. Во время эпидемии чумы в Венеции умирает один из его сыновей. Тем не менее, как мы уже сказали, композитор не теряет присутствия духа, и пишет «Коронацию Поппеи».

Эта опера удивительна со всех сторон. Невероятно, что в таком солидном возрасте (около 70 лет) мастер продолжает оставаться новатором. И в музыке и в принципах построения сюжета. С одной стороны, опер (да и театральных пьес) на античные сюжеты хватало. Но в опере Монтеверди главные герои (а именно римский император Нерон и его любовница Поппея) не являются героями положительными, что само по себе невероятно для того времен, и именно они являются источником зла. Но при этом оба показаны по отношению друг к другу так, как обычно было принято показывать героев положительных. Сегодня весьма популярен дуэт Нерона и Поппеи, и на него смотришь совсем по-другому, узнав, что это совсем не положительные персонажи.

Дуэт Нерона и Поппеи. Опера «Коронация Поппеи», Цюрих 1967 год

Эта удивительная опера стала последней для композитора. 29 ноября 1643 года Клаудио Монтеверди скончался и был похоронен в базилике Фрари, рядом с могилой художника Тициана.

После смерти мастера его произведения какое-то время ещё издавались, в частности, популярностью пользовались сборники мадригалов. Но постепенно мадригалы вышли из моды. Оперы же композитора сошли со сцены очень быстро. Публика всё больше воспринимала оперу как концерт в костюмах, и произведения, которые представляли собой что-то другое попросту не воспринимались. Прошли столетия, прежде чем музыкой Клаудио Монтеверди снова заинтересовались и зрители и музыканты. В конце 19 века было найдено несколько потерянных произведений мастера, в частности опера «Возвращение Улисса на родину», и постепенно начинается процесс возвращения этих сочинений на сцену.

В начале 20 века постановки произведений опер были нечастым явлением и воспринимались скорее как экзотика. Но уже во второй половине столетия это становится довольно обыденным делом. И, конечно, стоит отметить австрийского дирижёра Николауса Арнонкура (1929−2016), который поставил все три сохранившиеся до наших дней оперы Клаудио Монтеверди.

Опера «Орфей», Цюрих, 1978 год (дирижёр-постановщик Н. Арнонкур)

Музыка Клаудио Монтеверди, да и само его мышление, далеко опередила его время. И лишь сейчас его произведения находят достаточное внимание слушателей. И те, кто обращается к этой музыке с удивлением находят подтверждение мнения некоторых исследователей о том, что Монтеверди «создал современную музыку».

Другие статьи автора

Собираемся в оперу

uPages рекомендует