Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Библиотека
Читать 1 минуту

Собираемся в оперу

11.12.2016, 11:30

Зачастую бывает, что человек впервые пришел в оперу, получил массу негативных эмоций и решил, что никогда больше туда не пойдёт, потому что «это скучно». Мы предлагаем несколько советов для тех, кто хочет приобщиться к высокому искусству без риска уснуть посреди спектакля.

1. Выбирайте крупный известный театр

Большой театр
Большой театр

Наверное, многим очевидно, что неопытному театралу лучше выбрать тот театр, который известней. Там собрано наибольшее количество хороших певцов, у таких театров более обширные финансовые возможности, позволяющие, в том числе, создавать наиболее яркую и красочную картинку, которая будет смотреться наиболее убедительно. В Москве, помимо Большого, к лучшим театрам на данный момент относятся театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и «Новая опера». В Петербурге, кроме Мариинского театра, известен Михайловский. Это вовсе не означает, что другие театры плохие, но для первого похода все же лучше выбрать крупный именитый театр.

2. Прослушайте отрывки из оперы, на которую пойдете

Россини, «Севильский цирюльник», Метрополитен-опера, 2007 год
Россини, «Севильский цирюльник», Метрополитен-опера, 2007 год

Это ещё более тонкий момент. На протяжении своей четырёхсотлетней истории оперные спектакли, равно как и сама музыка, непрерывно изменялись. И опера одного столетия отличается от оперы другого достаточно сильно. Стоит отметить, что среди опер тоже есть разделение на комедию и трагедию. И, как и в драматических спектаклях и в кинофильмах, комедия легче для восприятия неподготовленным зрителем. Поэтому лучше всего выбрать то, что итальянцы называют опера-буффа, то есть комедийная опера.

Когда, исходя из сюжета, опера выбрана, то лучше всего послушать из неё один или несколько известнейших номеров. Так будет легче воспринимать уже знакомую музыку на спектакле. Например, если вы выбрали «Севильский цирюльник» Россини, то хорошо бы послушать арию Фигаро. Тем более, что скорее всего, вы знаете эту музыку.

Россини, «Севильский цирюльник», ария Фигаро, Метрополитен-опера, 2007 год (поёт Петер Маттеи)

3. Заочно «познакомьтесь» с исполнителями главных ролей

uPages. Александр Гребенюков. Собираемся в оперу. Фото 3

Если вы — человек, не слишком близкий к академической музыке, то, скорее всего, вам вряд ли что-то скажут заранее указанные имена солистов в том спектакле, который вы намерены посмотреть. Но имена помогут вам найти фотографии этих солистов и даты их рождения на сайте театра. В этом случае вы сможете быть уверены, что внешне исполнители будут гармонировать со своими образами. Монтсеррат Кабалье не будет играть Дюймовочку, а юноше Ленскому не будет за пятьдесят.

5. Удостоверьтесь, что опера поставлена по оригинальному либретто

«Риголетто» Дж. Верди, Дрезден, 2008 год
«Риголетто» Дж. Верди, Дрезден, 2008 год

В современном оперном театре есть тенденция изменять либретто, то есть сюжет оперы. А именно, переносить действие в другое время, делать действие ещё более условным и т.д.

Если вы не хотите стать свидетелями, например, любви между Ленским и Онегиным, или увидеть как Виолетта в «Травиате» умирает не от болезни, а от того, что запила таблетки алкоголем, лучше заранее найти какие-то сведения о спектакле в интернете, и удостовериться, что постановка традиционная, без вмешательства режиссёра в авторский замысел.

5. Одевайтесь в оперу по-особенному

uPages. Александр Гребенюков. Собираемся в оперу. Фото 5

Конечно, если вы придёте в театр в свитере и джинсах, вам никто ничего не скажет. Дресс-код в современной опере отсутствует. Но для создания соответствующей атмосферы, особенно, в первый свой визит, конечно, лучше одеться стильно и празднично. Это будет лишь способствовать личному ощущению приобщения к высокому.

Надеюсь, что эти советы помогут многим разобраться в том, что такое опера, и как приобщиться к ней без риска сразу же возненавидеть этот жанр.

Другие статьи автора

Забытый создатель музыки

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует