Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Такие люди
Читать 1 минуту

Дореволюционная Россия в цвете

Иван Саввин
12.12.2016, 12:09
12.12.2016, 12:09

В далеком 1905 году талантливый российский химик и страстный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский впервые продемонстрировал публике серию цветных фотографий, сделанных в разных местах царской России. Сказать, что зрители были удивлены, значит ничего не сказать — публика просто ахнула, ведь никогда раньше она не видела ничего подобного. Зрители вставали с мест и устраивали автору бурные овации. В России началась эра цветной фотографии!

uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете

Цветные фотографии Российской империи начала XX века кажутся просто невозможными — мозг отказывается верить тому, что они сделаны сто лет назад, ведь качество снимков просто поражает. Кажется, что они сделаны в наши дни на хороший зеркальный фотоаппарат.


Группа детей. Белозерск (на заднем плане Пятницкая церковь), 1909 год

Группа детей. Белозерск (на заднем плане Пятницкая церковь), 1909 год

В первую очередь, при просмотре фотографий Прокудина-Горского возникает резонный вопрос: откуда взялся цвет на снимках, сделанных более ста лет назад? Ведь большинство фотографий в наших семейных архивах являются черно-белыми и не радуют отменным качеством, хотя сделаны вроде бы относительно недавно — в 1960—1980 годах.

Как делал фотографии Прокудин-Горский

Технология получения цветных фотографий, получившая название цветоделение, была изобретена еще в 1855 году Джеймсом Максвеллом (его теорию электромагнитного поля мы проходим в курсе школьной физики), а первая цветная фотографию была получена им уже в 1861 году. Суть данного метода заключалась в том, что съемка производилась три раза — последовательно через красный, зеленый и синий светофильтры, в результате которого получались три черно-белых негатива. Затем каждый негатив проецировался на экран, а их проекции (красная, синяя и зеленая) тщательно накладывались друг на друга, что в итоге давало цветное изображение. То есть первые цветные снимки можно было увидеть только как проекции на стене, а не как изображения на бумаге.

«Тартановая лента» — первая в мире цветная фотография, 1861 год
«Тартановая лента» — первая в мире цветная фотография, 1861 год

Но Максвелл был ученым, а не фотографом, поэтому он, просто описав технологию получения цветных изображений и продемонстрировав ее работоспособность, благополучно переключился на другие научные задачи. Да и до получения полноценных цветных фотографий было еще далеко, так как фотоэмульсия, использованная ученым, имела очень низкую чувствительность к цветам. Одним из первых, кто смог добиться более менее нормальной цветопередачи, был французский изобретатель Луи Артюр Дюко дю Орон. В 1877 году он сделал цветную фотографию панорамы Ажена, которая впоследствии стала одной из самых известных снимков в истории фотографии.

Л. А. Дюко дю Орон. Вид Ажена, 1877 год
Л. А. Дюко дю Орон. Вид Ажена, 1877 год

К тому времени, когда С.М. Прокудин-Горский стал интересоваться цветной фотографией, наибольшего прогресса по методу цветоделения достиг немецкий ученый Адольф Мите и считался в то время главным специалистом в этой области. Он даже сконструировал в 1901 году фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии» и уже в начале 1902 года демонстрировал королевским особам свои цветные снимки.

Цветная фотография А. Мите, 1902 год
Цветная фотография А. Мите, 1902 год

Неудивительно, что азы цветной фотографии Прокудин-Горский стал осваивать именно под руководством Адольфа Мите, и весь 1902 год трудился в его лаборатории в Шарлоттенбурге над улучшением свойств фотографической эмульсии для наиболее естественной цветопередачи. И как это часто бывало в истории, что ученик превосходил своего учителя, так и Прокудин-Горский за один год смог сделать то, чего не мог добиться Мите за всю свою жизнь — создать такой рецепт эмульсии, который обеспечивал бы наиболее совершенную на тот момент цветопередачу, т. е. полную натуральность красок. Возможно, немалую роль в данном событии сыграл тот факт, что Прокудин-Горский в период учебы в Петербургском университете был учеником самого Дмитрия Менделеева, который в это время как раз интересовался вопросами ортохроматизма, учения о правильной передаче цвета в черно-белой (!) фотографии. Как бы то ни было, но уже в 1903 году Прокудин-Горский получил свои первые цветные фотографии, которые по качеству цветопередачи намного превосходили снимки Мите.

С. М. Прокудин-Горский. Юстиля. Вход в Сайменский канал, 1903 год
С. М. Прокудин-Горский. Юстиля. Вход в Сайменский канал, 1903 год

Дальнейшие шаги

После успешных публичных показов цветных изображений в Москве и Санкт-Петербурге Прокудин-Горский думает над тем, как в дальнейшем использовать свое удивительное изобретение. Безусловно, оно должно приносить какой-то доход, тем более, что в России, кроме него никто пока этим не занимается и он является абсолютным монополистом.

Магнитики на холодильник в то время еще не были изобретены по причине отсутствия самого предмета, на который они должны были крепиться (первый бытовой холодильник был создан только через десять лет, в 1913 году), поэтому единственной коммерчески успешной альтернативой им могло служить производство открыток, которые неплохо расходились довольно большими тиражами. В том же 1903 году фотограф освоил перенос цветного изображения на бумагу и наладил выпуск цветных открыток с видами Российской Империи, однако значительного коммерческого успеха это предприятие ему так и не принесло.

Цветной снимок Киева на открытке Прокудина-Горского, 1905 год
Цветной снимок Киева на открытке Прокудина-Горского, 1905 год

Денег от продажи открыток хватает только на текущие издержки, а для увеличения ассортимента видов требуется совершить ряд затратных экспедиций по крупным городам, и Прокудин-Горский в 1905 году обращается к Общине Святой Евгении (Петербургский Красный Крест) с проектом сфотографировать пол-России для печати на открытках и получает аванс на это дело. Уже было отснято более 300 видов Петербурга, Киева, Курска, Севастополя (в т. ч. броненосец Потемкин!), почти весь Крым, Новороссийск, Сочи, Гагры, а на очереди были съемки Москвы, Одессы, Харькова, Риги, Ревеля и Пскова, как революционный хаос приводит экономику России в упадок, и Община Святой Евгении больше не может финансировать дальнейшие поездки. Договор расторгается, а весь отснятый материал бесследно исчезает.

Портрет Л. Н. Толстого. Ясная Поляна, 1908 год
Портрет Л. Н. Толстого. Ясная Поляна, 1908 год

В мае 1908 года Прокудин-Горский сфотографировал самого знаменитого соотечественника — писателя Льва Николаевича Толстого. Открытки и настенные портреты с изображением великого писателя расходятся по всей России, а слава «мастера натурального цвета» растет. Его все чаще приглашают для демонстрации своих фотографий на вечера, где собирается высшее общество, а в 1909 году получает приглашение на аудиенцию самого Государя Императора.

Вид с императорской виллы. Вблизи Копенгагена, 1908 год
Вид с императорской виллы. Вблизи Копенгагена, 1908 год

Николай II был настолько впечатлен показанными цветными снимками, что предоставил Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дал разрешение снимать в любых местах. Фотограф должен был запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано было сделать 10.000 снимков за 10 лет.

Специальный вагон С.М. Прокудино-Горского на станции Бородино, 1911 год
Специальный вагон С.М. Прокудино-Горского на станции Бородино, 1911 год

Однако в виду нестабильного положения в стране в последующее десятилетие план не был осуществлен, а Прокудину-Горскому в 1919 году пришлось эмигрировать в Европу. Он сумел вывезти практически все результаты многолетних трудов — стеклянные пластины в 20 ящиках.

Лондон, 1919 год
Лондон, 1919 год

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Его коллекцию, пролежавшая все годы оккупации в сырых парижских подвалах, была продана наследниками в 1948 г. Библиотеке Конгресса США. На несколько десятилетий о ней, казалось, совсем забыли. Лишь в 2001 г. все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества. В начале 21 века состоялось триумфальное возвращение Прокудина-Горского на Родину.

uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 12
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 13
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 14
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 15
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 16
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 17
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 18
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 19
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 20
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 21
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 22
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 23
uPages. Иван Саввин. Дореволюционная Россия в цвете. Фото 24

Другие статьи автора

Поколение Next

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует