Фильмы Вуди Аллена — наверное, самый простой вход в мир авторского кинематографа. У режиссера есть свой узнаваемый почерк, определенная формула, которой он практически всегда, за небольшим исключением, придерживается.
Почитатель творчества Ингмара Бергмана и русской литературы — Аллен, обычно снимает фильмы, которые являются симбиозом интеллектуальный комедии и драмы.
Помимо таланта и своей удивительной «формулы», Вуди Аллен знаменит тем, что выпускает примерно по фильму раз в год на протяжении десятилетий. Сейчас сложилась ситуация, когда многие знают и любят его современные работы, но абсолютно не знакомы с теми фильмами, что считаются классикой.
В этой статье хотелось бы отметить несколько работ Аллена, которые либо являются самыми яркими в его фильмографии, либо позволяют взглянуть на него с другого ракурса, осознать то, что его режиссерский талант не заканчивается одними комедиями.
ЭННИ ХОЛЛ (1977)
Фильм, с которого в идеале и нужно начинать знакомство с Вуди Алленом. Так как это важная точка в его творчестве и очень значимый поворот в ту сторону, куда он и будет в дальнейшем двигаться. Это именно то кино, за которое люди начинают любить и почитать Аллена. Здесь есть и Нью-Йорк и его очки, смех и меланхолия. Диалоги героев хочется цитировать, а кадры сохранять.
Идеально выверенное соотношении комедии и драмы, наполненное аллюзиями и высмеиванием интеллигенции понравится, наверное, каждому, ведь в дальнейшем Аллен будет снимать чаще всего именно такие фильмы. За что и стоит сказать ему спасибо, ведь никто другой так и не смог суметь создать настолько легкие интеллектуальные комедии.
ВСЁ ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ О СЕКСЕ,
НО БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ (1972)
Тема человеческой сексуальности является крайне важной в творчестве Аллена, но если в остальных работах она подается легко и непринужденно, между основным повествованием. То в этом фильме режиссер утрирует ее и доводит все до грани абсурда.
В сборнике зарисовок на тему человеческих взаимоотношений, можно увидеть многое: начиная Вуди Алленом в костюме сперматозоида, заканчивая огромной надувной грудью от которой опять же он бежит. Помимо этого в фильме присутствует множество абсурдных ситуаций, которые прямым образом хотят рассмешить зрителя.
В этом фильме отсутствую нотки грусти, которые есть в «Энни Холл» и более поздних работах режиссера, но здесь они и не нужны. Аллен говорит обо всем прямо, хоть и прячет свои мысли за налетом абсурда. И даже если эта картина не заставит вас задумать о чем-либо, то смех вызовет точно.
ИНТЕРЬЕРЫ (1978)
Мрачный, с сильным влиянием Бергмана, фильм, представляет Аллена как режиссера, способного создать чистую драму. Меланхоличная картина о трех сестрах понравится тем, кому Аллен не нравится вовсе. Здесь нету его шуток и скачков между грустным и смешным. Здесь нет самого Аллена. На главный план выходят женские переживания и более глубокие и личные проблемы.
Абсолютно строгую и мрачную картину можно воспринимать как оммаж «Шепотам и крикам», практически каждый заметит как сюжетное, так и духовное сходство между ними. Если быть откровенным, то временами в картинах Аллена «слишком много Бергмана» — слишком сильно он любит и почитает этого скандинавского режиссера.
Это не единственная чистая драма в фильмографии Аллена, но точно самая важная. Она просто заставляет задуматься не только о происходящем, но и самом режиссере: о его переживаниях, его взгляде, его мире. У любителей Алленовских комедий явно возникнет когнитивный диссонанс, но со временем они поймут, что это фильм именно того режиссера, которого они любят.
ДНИ РАДИО (1987)
Фильм — мудсеттер, отсылающий к временам, когда не было телевидения и главным медиа выступало радио. Немного другой взгляд на Нью-Йорк и его обитателей, который режиссер черпает в своем детстве.
Смотреть эту картину стоит хотя бы для того, чтобы взглянуть на Америку 40-х годов: на архитектуру, моду, привычки людей… Именно через детские воспоминания Аллену удается передать через «Дни радио» не просто историю, но, самое главное, отразить дух времени, позволить зрителю, родившемуся через десятки лет, ощутить его на себе, через каждую секунду того, что творится на экране.
Но главное, что стоит искать в этом фильме — настроение и ощущение зимы, теплого детства и эпохи, которая была много лет назад. Аллен здесь скорее художник, нежели режиссер. Талантливый художник.
ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ФИЛЬМ
Закончить хочется тем, что нельзя категорически воспринимать ту или иную картину. Несомненно существуют более сильные и более слабые работы.
Магия Вуди Аллена заключается в том, что на первый взгляд многие его фильмы похожи, однако в них куда больше отличий, чем кажется. Возможно он не влюбит вас в свое творчество сразу же, но если продолжать поиски, то вы точно найдете то, что вам понравится, ибо Аллен снимает очень близкие для каждого картины и не важно родились ли вы в Нью-Йорке 30-х годах или в 90-х в России. Человеческие взаимоотношения везде одинаковые.
Эта магия исходит от самого режиссера — простого и вечно недовольного пессимиста, который с одной стороны скрывает это, но постоянно находит в жизни то, что может обрадовать. Однако, я надеюсь, что его фильмы вызовут в вас не грусть и уныние, а сильные положительные эмоции
uPages рекомендует
Как я прыгнула с парашютом
Моя история
Как собирают потребительские Big Data лидеры интернет-рынка?
Технологии
Почему люди так жаждут быть обманутыми?
Психология
Заброшенная «Пирамида»: частица советского прошлого на краю света
Странствия
Скажи, куда ты ходишь, и я скажу, кто ты
Технологии
Отдохнуть в Милане и не разориться?
Странствия
Как пиарить музыкальный проект с нулевым бюджетом
Профессия
Memento mori: 6 радикальных лекарств от лени
Рекомендую
Вожди, дожди, терраса
Находки