Классическая литература остаётся неисчерпаемым источником вдохновения для современных режиссеров и сценаристов. Как признаются многие из них, невозможно устоять перед соблазном прикоснуться к вечности. В результате кинематограф пополняется все новыми экранизациями классики. Мы решили окинуть взглядом недавнее прошлое, и выяснить, какие работы на этом поприще за последние десять лет стали особенно интересными. 11 самых интересных экранизаций ждут вашего внимания. Начнем с ближайших к нам по времени.
«Война и мир» (2016)
Эпопея Льва Николаевича Толстого продолжает будоражить сердца режиссеров. Вот и англичане не выдержали, и отсняли свой собственный вариант, уместив роман в формат мини-сериала. Сделав упор на личные отношения героев, режиссер Том Харпер явно предпочел мир войне. Возможно, красивые костюмы и тщательно выстроенные сцены дают возможность проникнуться чувствами и переживаниями героев.
Но общее впечатление от сериала остается довольно неоднозначное. Куда-то делась идентификация, ментальность и загадка русской души. Замените имена героев на иностранные, и вы получите обычную претензионную костюмированную мелодраму. Создается впечатление, что англичане сделали попытку пропиариться на громком названии произведения, создав проходную историю по лекалам ВВС.
«Макбет» (2015)
Фильм по пьесе Уильяма Шекспира — безусловная удача австралийского режиссера Джастина Курзеля. Ярчайшая и мрачная атмосфера, пугающая своим накалом история превращения благородного рыцаря в безумца, убийственная, в полном смысле, любовь.
Душевные потрясения героев и тягостное нарастание трагической напряженности переданы живо и достоверно. Гений Шекспира вне времени, эта экранизация только доказывает непреложный факт, что человеческие страсти ничуть не изменились за 400 лет.
«Записки юного врача» (2012)
Произведение Михаила Афанасьевича Булгакова, экранизированное англичанами, да еще и с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли, просто не могло не вызвать интерес. Начинавшейся, как фирменная английская комедия с черным юмором, сериал постепенно разворачивается в драматическую и даже трагическую историю о том, как идеализм не желает совмещаться с реальностью.
И все же, искореженные и потрепанные идеалы юности находят себе выход и точку приложения. Или не находят? Сериал получился очень британский, отразить русскую ментальность не вышло, но проблематика оказалась универсальной, что и обеспечило успех. К тому же, актерские работы оказались интересными и довольно неожиданными.
«Грозовой перевал» (2011)
Эмилия Бронте, сестра Шарлотты Бронте, написала лишь один роман за свою жизнь, зато «Грозовой перевал» пережил множество экранизаций. Последняя, снятая Андреа Арнольд, вышла в свет в 2011. Если прежде режиссура стремилась передать не только идею произведения, но и его форму, то экранизация 2011 года смело экспериментирует со всем подряд, от образов главных героев до способа съемки. В результате получился весьма оригинальный фильм, с шекспировским размахом страстей и невообразимой красоты ландшафтами.
Правда, постоянное движение камеры, отсутствие музыкального сопровождения и чересчур смелое обращение с сюжетом слегка напрягают при просмотре. Но когда еще выпадет шанс увидеть классический английский роман, снятый в арт-хаусной аранжировке.
«Шерлок» (2010)
Сериал по мотивам рассказов классика английской литературы Артура Конан-Дойля сложно назвать настоящей экранизацией, ведь авторы весьма вольно обошлись с сюжетом. Но мысль выпустить харизматичного Шерлока Холмса на оперативный простор нашего времени оказалась как нельзя более удачной. Сериал удостоился множества регалий и наград, а любовь зрителей к нему вылилась в многочисленные фан-клубы по всему миру.
Бенедикт Камбербетч, сыгравший главную роль, продемонстрировал, что фраза «проснуться знаменитым» и в наше время имеет смысл. Выверенная стилистика, яркие образы, необычные сюжеты, в которых крайне сложно опознать первоисточник, сделало сериал одной из самых удачных экранизаций книги.
«Дориан Грей» (2010)
Очередная попытка воссоздать на экране образ порочного и притягательного героя романа Оскара Уайльда. Режиссерская работа Оливера Паркера была благосклонно воспринята в мире, но наша публика не слишком одобрила фильм. Да, картинка впечатляющая, и на этом точка. Роман гораздо глубже, чем рассказ о грехопадении молодого провинциала и его чувственных наслаждениях.
Смыслом и подтекстом явно пожертвовали за счет сюжетных коллизий и назойливого, порой, утомительного, эротизма. Идея романа не только в том, что расплата неизбежна, но и в том, что величайшей карой является как раз лишение человека возможности расплатиться по своим счетам и тем самым снять с себя тяжесть греха. В итоге вся глубина осталась за скобками, зато постеры получились красивые.
«Алиса в стране чудес» (2010)
Не успел фильм Тима Бартона выйти в прокат, а поклонники легенды английской лингвистики Льюиса Кэролла уже взяли разбег. Такого накала споры между противниками и сторонниками фильма шли, разве что, после выхода «Властелина колец». Со временем страсти улеглись и стало очевидно — Бартону удалось отразить дух книги. Он создал странный мир, карикатурно похожий на реальный, и разительно отличающийся от него.
Кэролл, словно Гамильтоновский Крысолов сманил миллионы людей в нору Белого Кролика. Бартон лишь показал собственный вариант ее содержимого. Фильм получился сочный и странный, как и полагается истории про Алису.
«Палата № 6» (2009)
Еще одно русское осмысление классики, на этот раз, рассказа Антона Павловича Чехова. Фильм снят Кареном Шахназаровым в формате журналистского расследования. Действие перенесено в наше время. Но вечная чеховская грусть, неизбывная философская подоплёка рассказа никуда не делись.
Где лежит граница между индивидуальными особенностями и опасными отклонениями от нормы? Как определить границы личной свободы? Подлежат ли исправлению ошибки жизни? Фильм получил самые разные оценки, далеко не все согласились с режиссерской трактовкой, однако, отличная игра актеров и цельная, мощная драматическая атмосфера фильма вывели эту работу в число лучших экранизаций классики.
«Братья Карамазовы» (2009)
Российский режиссер Юрий Мороз был известен своими детективными сериалами. Его экранизация романа гения Достоевского была ожидаема с некоторым скепсисом. 12 серий, в которые вложилась история семьи Карамазовых, оказались весьма добросовестной и честной работой.
Да, накал драматизма слегка снизился по сравнению с одноименным художественным фильмом советских времен, зато тщательно и бережно показаны все сюжетные линии, сохранены ключевые диалоги и монологи героев. По общему ощущению сериал вышел довольно светлым, в отличие от оригинала, за что многие пеняла режиссеру, упрекая его в пристрастии к глянцу. Однако, художник имеет право на свое видение. Тем более, что убедительные актерские работы, аутентичный антураж и достоверная атмосфера присутствуют в полной мере.
«Анна Каренина» (2008)
Кому же и снимать русскую классику, как не русскому режиссёру? Экранизация Сергея Соловьева, была воспринята неоднозначно, от полного неприятия до вознесения хвалы до небес. Отечественного зрителя, безусловно, порадует присутствие в картине культовых актеров, некоторых из которых уже нет с нами.
К тому же, режиссер явно старался перенести внимание от внешнего к внутреннему, не смакуя подробности любовного треугольника, а пытаясь понять, как именно работает алхимия чувства. В итоге получилась по-русски размашистая и надрывная, неоднозначная, но цепляющая история.
«Крошка Доррит» (2008)
Мини-сериал по одноименному роману Чарльза Диккенса выглядит убедительно и лирично. Трогательная история, которая разворачивает на фоне лондонских пейзажей позапрошлого века, встретила теплый прием у зрителей. Авторы фильма бережно обошлись с исходным текстом и тщательно воссоздали историческую атмосферу. Единственное, чего хотелось бы добавить фильму — развития характеров, личностной динамики героев. Впрочем, даже в таком виде, экранизация вызывает приятные и добрые чувства, не говоря уже о желании перечитать первоисточник.
«Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (2008)
Классический роман Томаса Гарди о печальной судьбе женщины в мире мужчин была экранизирован на этот раз, как мини-сериал. Драматичная история, с предсказуемой печальной развязкой до сих пор находит отклик в женских сердцах, да так, что поневоле задаешься вопросом, а так ли уж изменился современный мир? В любом случае, трагическое костюмированное повествование, которое разворачивается на фоне традиционно тщательно отснятых английских пейзажей, стало неплохим вкладом ВВС в историю экранизаций классики.
Удачные или не очень, экранизации классической литературы поддерживают интерес людей к первоисточникам, заставляя перечитывать книги. Остается только приветствовать интерес кинематографа к переложению знакомых текстов в новые и, порой, неожиданные образы.
uPages рекомендует
Как я прыгнула с парашютом
Моя история
Отдохнуть в Милане и не разориться?
Странствия
Заброшенная «Пирамида»: частица советского прошлого на краю света
Странствия
Memento mori: 6 радикальных лекарств от лени
Рекомендую
Как собирают потребительские Big Data лидеры интернет-рынка?
Технологии
Почему люди так жаждут быть обманутыми?
Психология
Вожди, дожди, терраса
Находки
Скажи, куда ты ходишь, и я скажу, кто ты
Технологии
Как пиарить музыкальный проект с нулевым бюджетом
Профессия