Серьезные литературоведы давно сформулировали черты, по которым мы безошибочно опознаем классический детектив.
Загадка. Есть некое событие, в достаточной мере таинственное, которому необходимо дать логичное объяснение. Следует отметить, что у родоначальников жанра в качестве ключевого сюжета не всегда выступало преступление. Иногда это был просто случай, казавшийся на первый взгляд, таинственным. Так, в архивах Шерлока Холмса есть пять историй, в которых нет состава преступления.
Ступенчатое раскрытие фактов. Как правило, обстоятельства, особенно важные для понимания дела, приберегаются напоследок. Читателя проводят через лабиринт рассуждений. В этом смысле классический детектив напоминает традиционный квест, когда каждая следующая находка ведет к новым открытиям.
Упорядоченность, иногда, даже в ущерб правдоподобию. Действия лучших образчиков классических детективов не случайно разворачиваются на закрытой территории: на острове, в занесенном снегом замке, отрезанном непогодой доме. Классический детектив всегда имеет некоторую упрощенную схему арены, на которой разворачиваются события. Зато на ней удобно ориентироваться читателю и отслеживать странности поведения персонажей или окружающей их среды.
Сыщик в качестве главного героя. Чаще всего, это сыщик любитель, консультант или человек с аналитическим складом ума, которому просто приходится разгадывать загадку. Без яркого образа сыщика история просто не состоится.
Никакой любви. В настоящем детективе, как правило, отсутствует любовная линия для главного персонажа. Исключения лишь подтверждают это правило. Отсюда безэмоциональность Холмса, преклонный возраст мисс Марпл или сан отца Брауна. Эти черты героев сразу отсекают любовные линии, позволяя сосредоточиться на сюжете загадочной истории. Впрочем, второстепенным персонажам влюбляться не возбраняется, поэтому сыщик часто становится последней надеждой любящих сердец, разлученных страшными обстоятельствами или подозрениями.
Детективы без возраста
Жанр классического детектива появился в XIX веке, окончательно оформился в его второй половине, а в золотой период пережил, примерно, в 20−40-ых годах XX столетия. Мы до сих пор зачитываемся образцами жанра, созданными в то время. Сейчас многие профессионалы и любители ломают копья, в споре о том, какие правила являются верными для классического детектива. Некоторые считают, что произведения основоположников жанра вообще не отвечают канонам, которые сложились гораздо позднее. Однако, ревнителям чистоты жанра следует напомнить, что именно произведения Артура Конан-Дойля, Эдгара По, Агаты Кристи, Уилки Коллинза, Гилберта Честерфилда заложили само понятие детективной литературы. Мэтры не придерживались свода правил, потому что их попросту не было. Будут ли произведения блюстителей жанровых литературных норм жить столько же, сколько лучшие классические детективы, подборку которых мы представляем сегодня?
«Лунный камень», Уилки Коллинз. Увлекательное повествование о судьбе загадочного индийского алмаза, переплетения судеб, характеров, обстоятельств. Любовь и предательство, удивительная разгадка и воссоединение влюбленных. Роман считается не только родоначальником классического детектива. В нем заложены основы будущих психологических и даже иронических загадочных историй.
«Собака Баскервилей», Артур Конан Дойль. Повесть, в которой Шерлок Холмс расследует таинственное семейное проклятие, встречаясь с очередной темной стороной души человека. История интересна отчетливым ароматом мистики, злым гением преступника и непривычными поворотами сюжета. Мы так привыкли наблюдать Холмса на улицах Лондона, между тем, среди девонширских болот все представляется в ином свете.
«Убийство в Восточном Экспрессе», Агата Кристи. Вариант запертой комнаты, только на этот раз убийство происходит в вагоне поезда, прочно застрявшего среди снежных заносов. Эркюль Пуаро демонстрирует блестящую дедукцию и отличное знание человеческой натуры при раскрытии обстоятельств преступления. Можно ли вычислить преступника в пестрой и разнородной толпе пассажиров поезда?
«Рассказы об отце Брауне» Гилберт Честертон. Это сборник небольших историй о прирожденном детективе, патере Брауне. Он является священником небольшого сельского прихода, хорошо знает человеческую природу, но, при этом, остается идеалистом в лучшем смысле этого слова. Отец Браун верит в то, что добро рано или поздно победит. Ну, а для этого он виртуозно распутывает маленькие несуразности, которые приводят к раскрытию больших преступлений.
«Убийство в доме викария», Агата Кристи. Первый роман из серии о неугомонной мисс Марпл. В доме местного симпатяги-священника обнаружен труп человека, от которого мечтали избавиться многие. Сразу двое признаются в убийстве. Но кто из них совершил преступление? На сцену выходит блистательная и неповторимая мисс Марпл, со своей четкой и вполне житейской логикой.
«Гамбит», Рекс Стаут. Великий — во всех смыслах — сыщик Ниро Вульф и его неподражаемый помощник Арчи Гудвин получают нового клиента. Молодой гений шахмат обвинен в убийстве. Вся цепочка доказательств и улик выглядит совершенно логичной, но Вульф считает, что за всем этим кроется холодный расчет и несгибаемая воля кого-то другого. Чем закончится поединок великого сыщика и гения преступного замысла?
«Смерть под парусом», Чарльз Сноу. Целая компания рафинированных англичан отправляется на приятную морскую прогулку. Удовольствие несколько омрачается внезапной и явно насильственной смертью хозяина яхты. Полицейское расследование идет своим чередом, но друг погибшего, дипломат Финбоу, тоже не собирается сидеть, сложа руки. Он начинает поиск убийцы, ведь по всем признакам преступник находится среди друзей и знакомых.
«Дом на полпути», Эллери Квин. Преступления, совершенные тем, кто их не мог совершить или преступник, который, кажется, умеет находится везде и нигде одновременно. Любой полицейский встанет в тупик перед загадкой, у которой нет ответов, но только не блестящий и логический ум сыщика Эллери Квина. Два американских мастера жанра выбрали этот псевдоним и для авторства книг, и как имя главного героя серии классических детективных романов, из которых «Дом на полпути» — один из самых ярких.
«Объявлено об убийстве», Агата Кристи. Классический антураж английской деревни, дружелюбные соседи, тихая и размеренная жизнь, которая прерывается целой серией странных и страшных событий. Нелепое объявление в местной газетенке, жесткое убийство никому неизвестного юноши, история о завещании миллионера, и все это на фоне упрямого желания жителей уберечь свои маленькие секреты. Только проницательная мисс Марпл сможет связать воедино все запутанные нити этой истории о человеческой жадности, дружбе и предательстве.
«Тигр в дыму», Марджери Аллингем. Эту писательницу называли младшей сестрой Агаты Кристи, а ее детективные повести пользовались огромной популярностью. «Тигр в дыму» — очередная история о детективе-аристократе Альберте Кэмпионе и его неугомонном дворецком и телохранителе. На этот раз сыщику-любителю придется расследовать жестокое преступление, корни которого уходят в прошлое, но вот только в чье именно?
Список детективов на все времена можно продолжать и множить. Любой поклонник жанра сходу назовет пять, десять, двадцать любимых историй. Критерием хорошего детектива всегда является работа ума. Читатель может разгадать или не разгадать тайну, но он обязательно получает удовольствие от цепочки рассуждений, и достойного финала. Поэтому в лучших детективах всегда на первом месте стоит не само преступление, а его разгадка, интеллектуальная работа сыщика, которая особенно выразительно демонстрируется в классических детективных романах.
Алена Рогозинская
uPages рекомендует
Отдохнуть в Милане и не разориться?
Странствия
Заброшенная «Пирамида»: частица советского прошлого на краю света
Странствия
Скажи, куда ты ходишь, и я скажу, кто ты
Технологии
Как я прыгнула с парашютом
Моя история
Почему люди так жаждут быть обманутыми?
Психология
Как собирают потребительские Big Data лидеры интернет-рынка?
Технологии
Вожди, дожди, терраса
Находки
Как пиарить музыкальный проект с нулевым бюджетом
Профессия
Memento mori: 6 радикальных лекарств от лени
Рекомендую