Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Такие люди
Читать 1 минуту

Вселенная Сергея Карчеменко

Андрей Карлов
11 ноября 2016, 15:39
11 ноября 2016, 15:39

Режиссер с рассеянным склерозом мечтает о собственном театре в Петербурге

Чаще всего люди с болезнями опорно-двигательной системы и неврологией замыкаются и перестают общаться с внешним миром. Петербургский театральный режиссер Сергей Карчеменко не из таких. Драматург, которому врачи поставили страшный диагноз - рассеянный склероз, сохраняет оптимизм, изо всех сил продолжает любить жизнь, свою семью и профессию. Парализованный, он хранит все свои идеи в голове. А самый масштабный его план - создать специальное арт-пространство для людей с ограниченными возможностями. Чтобы у таких, как он, был еще один повод выйти из дома.

Сергею Карчеменко 32 года. Он живет недалеко от центра Петербурга, в квартире родителей, на втором этаже. До дома - два десятка ступенек узкой высокой лестницы. Здесь же металлический складной пандус, его установили всего полгода назад. Каждый день режиссер на коляске спускается и поднимается по этим ступенькам. Дорога на улицу всего метров двести. Но для мужчины, прикованного к инвалидной коляске, это спринтерская дистанция.

Тринадцать лет назад врачи поставили мужчине страшный диагноз - «рассеянный склероз». С общепринятым пониманием склероза связи косвенные - образно говоря, руки и ноги Сергея «забыли», как двигаться. Специальный курс лечения и плазмаферез (процедура переливания компонента крови, служит для обновления клеток, при этом у парализованного пациента теплеют руки) остановили заболевание, теперь нужна реабилитация. Сергей должен научиться ходить заново. Но сначала - просто стоять на ногах. Для этого родственники раздобыли специальный вертикализатор, такое устройство используют при реабилитации больных с ДЦП. Летом семья уезжает в пригород, и там вместе практикуются стоять сначала по десять минут, потом полчаса, час... Справиться с прибором Сергею помогал пожилой отец. Некоторое время семья проводит в поселке Московская Славянка. И ищет волонтеров, которые смогут помочь Сергею с тренировками.

«Стоит только кинуть клич, а народ подтянется»

Каждый день театральный режиссер борется с заболеванием. Но пока счет в этом противостоянии за склерозом - Сергей выглядит сильно истощенным, говорит медленно и очень тихо. Но не теряет оптимизма и продолжает мечтать. Несколько лет Карчеменко преследует навязчивая идея собственного театра под названием «Открытые двери». В итоге должно получиться креативное пространство для «людей безграничных возможностей» - так сам драматург называет таких же, как он. По словам Сергея, запуска такой площадки ждут десятки человек. Из-за болезней они замкнулись и большую часть времени проводят, не выходя из комнаты. Поэтому появление такой площадки в прямом смысле вернуло бы их к жизни.

«Вы только бросьте клич, а люди подтянутся, - уверен режиссер. - Меня знают в театральных кругах. Это ж я такой живчик, а большинство же не выезжает в театры, не ходит на выставки. Боятся показаться на публике. А я хочу сделать такой зал, куда будет не страшно прийти».

Эффект у постановок и культурных событий - потрясающий. В первую очередь они, конечно, рассчитаны людей с инвалидностью. Недавно режиссер устраивал выставку работ художницы с ДЦП. Картины посмотрели сотни человек, успех воодушевил самого автора и ее родителей. Зрителям Сергей Карчеменко уже сейчас готов показать «Луну для пасынков судьбы» О'Нила, «Василия Тёркина» Твардовского. А одна из последних постановок - спектакль «Послушайте». В постановке актеры читают стихи Маяковского под музыку Астора Пьяцоллы.

Пока для театра не нашли подходящую площадку, он существует только у Сергея в голове. Идеальным было бы помещение площадью 100 квадратных метров на первом этаже. Карчеменко и его единомышленники готовы сами сделать косметический ремонт. Главное - чтобы были крепкие сцена и стены, вход оборудован пандусами и широкими проемами, чтобы инвалиды на колясках могли без проблем попасть в залы.

«Нам предлагали несколько вариантов. В основном это были небольшие помещения на вторых этажах. И в ужасном состоянии, - говорит Карчеменко. - Инвалидам туда было не попасть. Так что мы отказались. Были еще предложения, но там нам не потянуть аренду. Нужно же сделать так, чтобы прибыль была, чтобы с артистами было, чем расплачиваться. Мы ставим пьесы, можем бесплатно сыграть. Но это раз-два, а нам-то надо постоянно выступать. Пока я специализируюсь на моноспектаклях - финансово это менее затратно».

Бизнес не очень охотно вкладывается в социальные проекты. Несколько раз организаторы обращались в банки с просьбой помочь с местом и реквизитом, но ни из одной компании не пришло ответа.

В поисках площадки режиссер написал в министерство культуры. Из ведомства пришел ответ: «заявку приняли к рассмотрению». На этом помощь федеральных властей закончилась. Пока чиновники решают вопрос о театре, двери для него изредка открывает дом культуры «Рекорд». А между редкими репетициями Сергей принимает заказы на сценарии и авторские рукописи - деньги станут хорошим подспорьем к пенсии.

«Да, я сижу в коляске, ноги и руки пока не шевелятся, но что я, от этого не человек?!»

За проектом камерного театра Сергей Карчеменко - весьма амбициозная и глобальная идея - изменить отношение к инвалидам. Сделать так, чтобы их перестали воспринимать как неполноценных людей. Поэтому на площадке ждут и здоровых, и больных. Хотя сам драматург не раз сталкивался с предвзятым и снисходительным отношением.

«У нас же европейское государство? Тогда нужно стремиться к лучшим ценностям, - возмущается Сергей, - вот я сижу в коляске, да, ноги и руки пока не работают. Но что я, от этого, не человек?!»

«Мы стараемся чаще бывать в театрах, на различных выставках, - говорит жена театрального режиссера Юлия. - Недавно были в одном театре, так публика и персонал восприняли нас вообще неадекватно - "тут не стойте; пожалуйста, перейдите в другой угол". Иногда они искренне хотят сделать как лучше, но получается, что отношение, как к прокаженным».

И хотя во время последних исследований Петербург признали на 70 процентов не приспособленным для жизни инвалидов-колясочников, со слов пары, ситуация - еще не самая плохая. И за примерами далеко ходить не надо.

«Недавно были в Выборге, - продолжает Юлия. - Город совершенно не приспособлен для передвижения на коляске. Пустили специальную электричку, но станции забыли оборудовать специальными подъемниками. У зданий банков, соцобъектов таких устройств тоже нет. Везде приходилось просить персонал поднять Сергея на коляске. Но большинство просто не представляет, как с ней обращаться. Пока мужа несли 10 метров, мне чуть не стало плохо».

Все мелкие недоразумения забываются, как только режиссер встречается с откровенным хамством. Один из последних произошел в Петергофе. По квоте Карчеменко должны были положить на курс реабилитации в одну из клиник. Но на приеме у врача Сергею заявили, что «реабилитировать нечего».

Несмотря на страшную болезнь, равнодушие врачей и резкое неприятие общества Сергей Карчеменко остается убежденным оптимистом. Он невероятно крепко любит жену и родителей, свою профессию и верит, что однажды двери собственного театра обязательно откроются.

«Ну а что еще делать?» - говорит Сергей и слегка улыбается. Это дается ему чертовски тяжело - парализованные мышцы сжимаются с большим трудом. И тут понимаешь, что ничего другого действительно не остается.

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует