Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Профессия
Читать 4 минуты

Витринистика: на стыке искусства и бизнеса

Анна Мирошниченко
1 ноября 2016, 22:28
1 ноября 2016, 22:28

Яркие витрины в российских магазинах до недавнего времени — редкость. Но в борьбе за покупателя, с умом оформленные витрины становятся серьезным оружием. Кто создает такие витрины и можно ли научиться витринистике?

Работа дизайнера или декоратора витрин — балансирование на стыке искусства и бизнеса, ведь его задача — не просто оформить пространство в соответствии с бюджетом заказчика, но сделать так, чтобы дизайн и декор сообщали нужную продавцу — и интересную покупателю информацию, «цепляли» внимание, оставались в памяти и побуждали к покупкам. То есть, помимо навыков проектирования и декорирования, витринисту необходимы еще и знания в области маркетинговых коммуникаций. Так что профессия эта проста только на первый взгляд.

uPages. Анна Мирошниченко. Витринистика: на стыке искусства и бизнеса
Витрина Baccarat

Наверное, именно поэтому — а не только, как уверяют специалисты, потому, что российский рынок, в отличие от европейского и американского, не столь насыщен и конкуренция на нем, соответственно, не столь велика — привлекающие внимание и продающие витрины у нас встречаются нечасто. Вы можете, вернувшись с прогулки по ближайшим магазинам, вспомнить такие витрины? Лично я, приступив к теме витринистики как журналист, в первую очередь задала себе вопрос: «Какие витрины из увиденных когда-либо мне запомнились и понравились?» И почему-то из увиденного за всю жизнь вспомнились не модные сюжеты в «окнах» брендовых бутиков — хотя, конечно, интересные встречались и среди них. Но в памяти сразу «всплыла» первая самостоятельная поездка в Петербург, прогулка по Невскому проспекту — и фигурка велосипедиста с чашкой чая, крутящего педали старинного драндулета. Конечно, о вкусах не спорят, но у этой витрины Невском всегда останавливаются зрители. Переходит ли зрительский интерес в коммерческий? По статистике сети магазинов чая и кофе (витрина принадлежит одному из магазинов этой сети), такая «одежка» увеличивает приток посетителей примерно на 40%.

uPages. Анна Мирошниченко. Витринистика: на стыке искусства и бизнеса. Фото 2
Витрина Printemps

Витрины с движущимися элементами называются кинетическими, а автор велосипедиста и других кинетических витрин в Москве и Санкт-Петербурге, художник Евгений Климов, считает, что не просто украшает витрины, а создает образцы искусства — подвижные скульптуры, которые, в отличие от музейных экспонатов, видит гораздо большее число людей. Действительно, создание скульптур с движущимися элементами — искусство, появившееся еще в 1930-е. Его основоположником является американский скульптор Александр Колдер, работы которого — подвижные скульптуры он называл мобилями — и сегодня радуют посетителей европейских и американских музеев и арт-галерей.

Чем удивляют лидеры?

Крупнейшие мировые торговые марки используют в своих витринах как традиционные эффекты — например, сюжеты любимых сказок в новогодних витринах, «разыгранные» нарядными куклами-манекенами в причудливых декорациях, — так и новейшие современные технологии. Например, дизайнерский мир удивили прошлогодние пасхальные витрины универмага Harrods в Лондоне. В рамках совместного проекта с ювелирным домом «Фаберже» в одной из пяти витрин было установлено полутораметровое яйцо — 3D-модель, на которое в технике мэппинга проецировались изображения различных вариантов дизайна пасхальных яиц «Фаберже». Уникальная технология позволила получить изображение, видимое при дневном свете, — именно благодаря ей стало возможным использовать мэппинг в витринистике. 

uPages. Анна Мирошниченко. Витринистика: на стыке искусства и бизнеса. Фото 3
Витрина Faberge Egg в Harrods (Лондон).

Кстати, создание специального праздничного оформления витрин — самые главные поводы «смены декораций», конечно, Рождество и Новый год, а также Пасха — еще одно доказательство того, что витринистика как профессия совмещает в себе искусство и бизнес. Рождественские и пасхальные витрины магазинов ведущих мировых брендов становятся предметом обсуждения профессиональных дизайнеров и просто любителей прекрасного, некоторые бренды устраивают даже премьеры витрин для зрителей — потенциальных покупателей. Надо ли говорить, что цель таких мероприятий — не только порадовать гостей, но и увеличить продажи?

Как стать витринистом?

Полюбовавшись уникальными витринами, многие могут подумать, что профессиональным витринистом может стать только большой художник, специалист редкой квалификации — либо на все руки мастер. Конечно, как и во многих других профессиях, в дизайне «широкий кругозор», то есть умение работать в разных пространствах, владеть разными декораторскими техниками и быть на ты с разными материалами, «лучше узкой специализации». Тем не менее, далеко не все торговые предприятия готовы разместить в витрине произведение искусства — гораздо чаще встречается задача «увеличить продажи, потратив на оформление витрин минимальный бюджет». Конечно, выручают смекалка и умелые руки, способные создать сказку из ничего, — например, новогодний «волшебный лес» или макеты архитектурных сооружений, сделанные из бумаги.

uPages. Анна Мирошниченко. Витринистика: на стыке искусства и бизнеса. Фото 4
Рождественская витрина Burberry

В Москве и Санкт-Петербурге профессию витриниста можно получить на обучающих курсах. Некоторые учебные программы посвящены отдельным аспектам профессии — например, специальный обучающий курс по освещению витрин. Какой курс выбрать, зависит от цели — иногда требуется не профессию получить, а освоить определенные навыки — а также наличия времени и материальных возможностей. Как правило, витринистами становятся дизайнеры и декораторы, желающие расширить свое профессиональное «амплуа». Краткосрочный курс вряд ли научит основам ремесла, и, например, желающим освоить рисунок «с нуля» — без этого вряд ли получится создавать эскизы будущих витрин — следует подумать о более фундаментальном образовании. Тем не менее, слушателями курсов нередко становятся вовсе не дизайнеры, декораторы и художники, а сотрудники отделов маркетинга магазинов и торговых сетей. Во-первых, полученные знания позволяют видеть процесс изнутри и грамотно формулировать задачу для витринистов, дизайнеров и архитекторов. Во-вторых, один из вариантов экономии бюджета на оформление витрин — создание декорации, не требующей полной замены в течение длительного времени: при смене сезона могут меняться отдельные ее элементы. И если разработку такого оформления лучше доверить специалисту, то заменить отдельные его части под силу даже дизайнеру-любителю. 

Анна Мирошниченко

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует