Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Находки
Читать 5 минут

Шерстяная живопись: что-то новое, что-то старое, что-то чужое

Анна Энгель
10 января 2017, 16:37
10 января 2017, 16:37

Много ли людей имеет представление о том, что такое «шерстяная живопись»? Для меня знакомство с техникой картин из шерсти было неожиданным и знаковым. Изначально моей целью было научиться рисовать маслом, но «шерстяная акварель» стала настоящим увлекательным путешествием. О том, что это за техника, каковы ее особенности и что необходимо для создание картины из шерсти я расскажу в этой статье.

«Утро в горах» — по мотивам картины A. Kossfick
«Утро в горах» — по мотивам картины A. Kossfick

Что представляет собой шерстяная живопись?

Картины из шерсти — это картины, которые создаются на грани прикладного искусства и живописи, и хотя многие именитые художники, мастера живописи, скептически махнут рукой в мою сторону, но я склонна все-таки относить шерстяную акварель скорее к живописи. Судите сами, все мы знаем, что картины создаются на холсте или бумаге с использованием масляных и акварельных красок, мелков пастели, угля и прочих художественных материалов. Художник сначала готовит холст, потом прорабатывает эскиз и затем творит цветную иллюзию пространства или объекта в пространстве с помощью красок. В нашем же случае обычная шерсть, обработанная специальным образом, и окрашенная в самые разные цвета, используется вместо красок. Процесс же создания картины из шерсти включает те же этапы: подготовка холста, проработка сюжета и эскиза, подбор и подготовка палитры и создание шедевра. При этом здесь невозможно пользоваться какой-либо заранее созданной кем-то другим, схемой.

«А налей-ка мне чашечку счастья»
«А налей-ка мне чашечку счастья»

В шерстяной живописи иллюзия пространства создается за счёт наложения тонких слоев шерсти разных оттенков (в живописи этот прием называется лессировкой), а так же за счет использования разных технологических приемов. Принципы построения изображения, создания перспективы как воздушной так и пространственной, принципы смешивания цветов практически не отличаются от классических принципов живописи, хотя, безусловно, есть нюансы связанные с особенностями материала. Готовые же картины часто напоминают рисунки пастелью, картины маслом, акварельные наброски, часто можно добиться даже достаточно большой реалистичности изображения.

Шерсть очень пластична и послушна и, на мой взгляд, так же как и любой другой живописный материал, способна передать любую идею, которую захочет воплотить в ней художник.

Этот волшебный материал способен раскрыть талант художника в людях, которые о нем и не подозревали, и я лично видела неоднократно, как это происходило. Этой техникой могут овладеть даже люди совсем не умеющие рисовать, ибо это материал очень благодарный и отзывчивый. Существует множество мастер классов как онлай так и оффлайн по созданию картин из шерсти для начинающих. Шерсть раскрывает свои секреты очень быстро. В процессе работы сразу видишь, во что преобразуется прядь в руках — в лепесток или в волну и в итоге рисование превращается в увлекательное приключение. Как смешивать разные цвета шерсти, что бы получить нужный оттенок, как вытянуть и скрутить прядку, что бы получилась красивая линия, как скатать, что бы получился идеально круглый зрачок, настричь листву и прочие моменты захватывают и увлекают. Картину испортить нельзя, поскольку шерсть, как я уже сказала, очень пластична, укладывается слоями, поэтому изображение всегда можно поправить, сняв неудачный слой, убрать те детали, которые не получились или поправить ножницами, откорректировав форму.

Я не раз замечала, что люди несведущие, услышав что-то о шерстяной живописи, изумляются. Знакомство же с картинами из шерсти приводит в восторг и у зрителя возникает множество вопросов: что это, как такое возможно, неужели все это из шерсти, где берется материал, сложно ли научится, приходится ли красить шерсть самим, где проводят мастер классы по таким картинам и так далее. Эмоции, которые я вижу на лицах людей, впервые столкнувшихся с этим видом творчества, всегда самые разные и самые положительные. Это и восхищение, и изумление, и восторг, и вдохновение, и всегда на лицах улыбки. И это не случайно, ибо шерстяные картины практически всегда наполнены теплом, они очень живописны, трогательны, эмоциональны. Именитые мастера способны с помощью шерсти передать и зыбкость момента, и аромат цветов, и чарующую прелесть утра и таинственность уединенного местечка.

Что необходимо, что бы создать такую картину?

Для творчества необходима итальянская мериносовая шерсть, несколько цветов кардочеса и иногда окрашенные волокна шелка или вискозы. Палитра цветов должна, на мой взгляд, содержать как можно больше оттенков, что бы произведение было более глубоким, продуманным и интересным. Так же как в живописи маслом используется кисть или мастихин, в шерстяной живописи используются ножницы и иногда пинцет — это те инструменты, с помощью которых можно придать фактурность изображению.

При создании картин используют два способа укладки шерсти — сухой и мокрый. Есть мастера, которые успешно сочетают оба способа в одной картине и это создает дополнительные интересные эффекты и придает картине особый шарм. Изображения, созданные сухим способом, необходимо обязательно зафиксировать стеклом. А вот картина, сделанная способом мокрого валяния, может послужить хоть деталью одежды, хоть украшением интерьера. У каждой техники есть свои приверженцы и свои противники, но хочу заметить, что в любой из этих техник есть художники, способные поразить воображение обывателя.

По картине Виктории Франциско «Соблазнение в Райские Сады» — автор Светлана Желяева
По картине Виктории Франциско «Соблазнение в Райские Сады» — автор Светлана Желяева

Шерсть позволяет воплотить любую идею художника, с ее помощью можно копировать уже существующие произведения и шерсть придает им свое теплое очарование, можно делать картины по мотивам разных уже существующих сюжетов, можно создавать дизайн-объекты, а можно просто отпустить свою фантазию в полет и нарисовать что-то свое, особенное, авторское. Здесь главное влюбится в сюжет, поймать вдохновение и вперед.

Чем больше вам нравится ваша история, которую вы воплощаете в своей картине, тем прекраснее будет результат и увлекательнее процесс. В любом случае процесс создания шерстяной картины — это медитативный процесс, который ко всему прочему обладает терапевтическим действием, на мой взгляд. Это связано с тем, что когда руки мастера касаются мягкой, податливой, ласкающей кожу шерсти, мастер непроизвольно успокаивается, приходя в гармоничное состояние и отпуская душу в полет и в итоге, практически всегда, очень красивая и теплая картина получается. Именно поэтому эту технику очень любят детки.

Я заметила, что мало кто задумывается о хобби, о творчестве, а уж о новых интересных направлениях, думаю вообще никто. В то же время этот прекрасный, медитативный вид творчества развивается семимильными шагами, появляются известные мастера, организуются прекрасные выставки и да же школы шерстяной живописи, картины выкупаются в частные коллекции и аудитория поклонников этого вида творчества становится все больше и больше. И я очень этому рада и так мне хочется, что бы еще больше людей узнавало о тепле и радости, которое может подарить шерстяная живопись.

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует