Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Находки
Читать 5 минут

Гордая леди из стали и меди

Максим Байков
11.11.2016, 22:52
0
920
11.11.2016, 22:52
uPages.io - Максим Байков Максим Байков

SEO маркетинг, реклама, изучения мира), Москва

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что статуя Свободы является символом Америки и символом свободы. Но когда идея создания такой статуи только обсуждалась, она находила немного сторонников, а газета «Нью-Йорк Таймс» писала, что настоящий патриот не может тратить средства на какую-то бронзовую женщину, в то время как в стране тяжёлое экономическое положение. Но желание французов подарить США в честь столетия их независимости символ свободы и демократии в виде женской статуи, уже было на слуху общества и нашло своих сторонников. 

uPages. Максим Байков. Гордая леди из стали и меди

События развернулись таким образом, что статуя всё же была создана. Средства были собраны французскими и американскими гражданами, но процесс затянулся, и подарок пришёлся уже не к столетнему юбилею, а на десять лет позже.

Официальное название сооружения «Свобода, озаряющая мир», хотя общепринято употреблять только первое слово.

Как всё начиналось

Французский политик, профессор в области права Эдуард Рене де Лабуле устроил простой домашний дружеский обед, на котором познакомил присутствующих со своей идеей о возведении памятника в честь столетия объявления Америкой своей независимости. Мысль была услышана скульптором Фредериком Бартольди, который будучи молодым и амбициозным, мечтал сделать что-то колоссальное и величественное.

uPages. Максим Байков. Гордая леди из стали и меди. Фото 2
Этот скромный домашний приём проходил в 1865 году, и идея Лабуле ещё не стала конкретной целью, она была простым воодушевлённым высказыванием политика.

Бартольди работал в своём духе, с желанием создавать величественные сооружения, и в 1867 году выступил с предложением египетскому правителю построить в районе Суэцкого перешейка большой маяк, внешним видом повторяющий изображения римской богини Либерти (свобода), которая держала бы в руке факел и освещала путь кораблям. Это предложение так и осталось проектом, потому что Исмаил-паша его не утвердил.

Идея женской фигуры с факелом в руке воплощена в скульптуре, ставшей символом Америки, и, несмотря на то, что она уже рассматривалась как облик для египетского маяка, сам Бартольди впоследствии утверждал, что идея разработана им специально для статуи, установленной в гавани Нью-Йорка, и ранее нигде не фигурировала. Сегодня это пикантное обстоятельство уже не существенно, да и серьёзных подтверждений тому нет.

Художник Джон Ла Фарж был дружен с сыном Бартольди, и рассказывал, что эскизы скульптуры были сделаны в 1870-71 годах, когда скульптор посетил Америку. В этой поездке он также выбрал место для будущей скульптуры – остров Бедлоу.

Художник Джон Ла Фарж
Художник Джон Ла Фарж

Непосредственное начало работ над статуей приходится на 1875 год, поскольку к этому времени были решены вопросы финансирования, а проект был столь же затратен, как и амбициозен. Эдуард Лабуле предложил вариант совместного финансирования, в котором французская сторона оплачивала бы создание, а американская установку статуи, и договорённость была достигнута.

Понадобилось десять долгих лет, чтобы завершить работу над созданием статуи. Но ещё до завершения работ, рука с факелом и голова, которые были сделаны первыми, были представлены общественности на международных выставках 1876-82 годов.

Что легло в основу проекта

Есть мнение, что статуя сделана Бартольди по портрету его матери - Шарлотты. Одета женщина в тогу, скрепленную застёжкой на левом плече с ниспадающей на ноги столой. В такие одеяния облачались римские божества. Силуэт устремлённой волевой женщины с подчёркнутыми формами возвышается на сорок шесть метров. В её облике запечатлена торжественность свободы.

Весь внешний облик статуи состоит из символических предметов и атрибутов одежды. Голова статуи покрыта венцом, с отходящими от него как от солнца семью лучами. Здесь венец олицетворяет солнце, как источник света над всем миром, а факел в руке – это ещё один источник, освещающий путь. 

Лучи также являются ассоциативным символом. Они олицетворяют семь морей и то же количество континентов. Ниже лучей расположен ещё один символ, олицетворяющий, в свою очередь, естественные минералы – это двадцать пять смотровых проёмов.

Факел – это свет свободы и равноправия, он вложен в правую руку, а в левую вложена скрижаль, где выбита дата принятия Соединёнными Штатами документа о независимости, который официально носит название Декларации.

Проект каркаса

uPages. Максим Байков. Гордая леди из стали и меди. Фото 4

Бартольди проводил консультации со специалистами литейщиками из компании Готье, после которых было решено покрыть статую медью. По технологии методом штамповки необходимо было изготовить специальные медные листы толщиной в 2,4 мм. Поиском решения, каким образом крепить листы к статуе, занимались всей командой, но понимание, как сделать надёжнее, пришло не сразу. 

Эжен Виоле ле Дюк – архитектор, работавший вместе с Бартольди, предложил своё решение. Оно состояло в том, что нужно возвести внутри статуи кирпичные сваи, к которым и крепить листы. Довести мысль до совершенства и реализовать её на практике, ему не было суждено. 1879 год был последним годом его жизни. 

строительство статуи свободы
строительство статуи свободы

Эжена ле Дюка заменил инженер Александр Гюстав Эйфель, который продолжил заниматься решением этой проблемы. Ещё не был создан символ Парижа – башня, которая получила название по имени своего создателя. В тот момент имя Александра Эйфеля было просто именем инженера.

Мысль Эйфеля пошла более прогрессивным путём. Вместо кирпичных свай опорой должна была стать конструкция из стали, к которой крепится каркас, образующий формы и контуры, а на него, в свою очередь, крепятся медные листы.

Причём простым прикреплением листов решение не заканчивается. Медь и железо не могут находиться в тесном соседстве. В этом случае между ними возникает электрохимическая реакция, ведущая к образованию коррозии. Чтобы избежать разрушения, между металлами проложили слой асбеста.

Эйфель творчески подошёл к вопросу доставки сооружения и сумел максимально компактно поместить части статуи, что облегчило транспортировку, которую произвёл французское судно Изер, отплывшее к берегам Америки в апреле 1885 года.

Одновременно в Америке на островке, выбранном автором, для статуи создавался пьедестал. Основанием для него послужил фундамент старого форта Вуд, построенного в начале 19 века (1807-11 гг.), который имел форму звезды с одиннадцатью лучами. Сам пьедестал имел четыре стороны. Лицевая сторона статуи должна была смотреть навстречу входящим в гавань кораблям, поэтому одна из сторон пьедестала была обращена в юго-восточном направлении. Пьедестал возводился по проекту Ричарда Морриса Ханта. Спланированную изначально высоту в тридцать пять метров выдержать не удалось из-за недостатка средств, поэтому она составила двадцать семь метров.

именно так строили статую свободы для Америки
именно так строили статую свободы для Америки

Пьедестал имеет конусовидную форму. Его площадь у подошвы равна 19 метрам, а после сужения, на уровне верхней площадки – 12. Все стороны одинаково оформлены и не имеют отличий. На каждой из них в ребре основания располагаются входные двери, а над ними размещены десять специальных окружностей – дисков, на которых по мысли скульптора должны были бы разместиться гербы американских штатов. В то время их было только 40, поэтому и дисков было сделано по 10 с каждой стороны. Но история распорядилась иначе, и гербы не появились. Каждая сторона имеет свою колоннаду, внутри которой размещается балкон. На самом верху пьедестала под основанием статуи устроена смотровая площадка. Она также была задумана Бартольди.

Проекты Ричарда Ханта были величественны и масштабны, под стать проекту самого Фредерика Бартольди. Так, Хант задумывал высокий пьедестал, широкий в основании и заметно сужающийся вверху. Подобная форма называется усечённой пирамидой, что подчёркивало бы значительность статуи, но средств недоставало, и пьедестал стал короче на восемь метров. Та же ситуация и с основным строительным материалом – планировался гранит, но из-за недостатка средств сооружение гранитом только облицовано, а сами стены сделаны из бетона толщиной 610 сантиметров, то есть более шести метров.

Во время создания пьедестал был единственным в мире сооружением из бетона столь большого масштаба. В каменную кладку вмонтированы сделанные из стальных брусьев две перемычки в форме квадрата, от которых отведены вверх две анкерные балки, предназначенные для соединения со стальным каркасом статуи. Таким образом, конструкция становилась цельной, то есть пьедестал и статуя становились единой композицией.

Открытие статуи Свободы состоялось в октябре 1886 года. 

uPages. Максим Байков. Гордая леди из стали и меди. Фото 7

С того времени она ни разу не ремонтировалась почти до своего столетнего юбилея. В 1984-86 годах статуя перенесла капитальный ремонт, при котором был заменён почти весь металлический каркас, а в руку Свободе был вложен новый факел, с покрытием из сусального золота. Медная обшивка при этом осталась прежней, поскольку прекрасно сохранилась, было сделано лишь несколько заплат. К вековому юбилею «гордая леди» получила ценный подарок, и своё второе столетие она встретила с охранным статусом ЮНЕСКО, как объект всемирного наследия.

Смотрите видео про Статую Свободы.

uPages рекомендует