Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Библиотека
Читать 4 минуты

Тайная жизнь картин

24.10.2016, 19:58

Здесь «Русский дух» – вслед за классиком готов воскликнут каждый посетитель музея. Действительно, основная часть коллекции посвящена русскому национальному искусству, как и задумывалось первоначально. Многие произведения галереи имеют свою тайную историю, часто печальную и трагичную, иногда занимательную или курьезную.

Первая и последняя картины

Коллекция картин началась с полотна Шильдера «Искушение». Петр Третьяков приобрел ее осенью 1852 года. Она стала его личной уступкой миру искусства и началом великого собирательства. Это неброское полотно очаровывает своей наивностью и простотой сюжета. У постели умирающей матери девушка отвергает дорогой подарок и внимание богатого искусителя.

uPages. Полина Григоровская. Тайная жизнь картин
Николай Шильдер «Искушение»

Почему из многих сотен, виденных им картин, Третьяков выбрал именно эту? Скорее всего, его поразило отражение реальной жизни, правдивость представленной ситуации. А может и то, что это произведение как рассказ с многоточием в конце, заставляет работать воображение. В дальнейшем коллекция будет пополнена множеством холстов на бытовые и исторические темы, написанные в такой же странной манере, с продолжением.

Последняя картина, приобретенная Третьяковым в 1898 году – эскиз пейзажа И.И.Левитана «Над вечным покоем». Грустью веет от полотна. С такими же ощущениями жил тогда и Третьяков. Он был болен, нездорова и жена. Вероятно, меценат предчувствовал скорый уход. От этого было грустно. Утешение приносила мысль, что дело всей его жизни получит признание не только современников, но и будущих поколений.

uPages. Полина Григоровская. Тайная жизнь картин. Фото 2
Исаак Левитан «Над вечным покоем»


Женщина или мужчина

За портретом Ф.С. Рокотова «Неизвестный в треуголке» стоит слегка курьезная история. При проведении экспертизы было обнаружено, что под верхним слоем краски ясно проступает декольте и брошь. При изучении документов было точно установлено, что вначале художник рисовал женщину – жену одного из своих друзей. Так случилось, что тот женился во второй раз, а портрет остался и желание любоваться им тоже. Хитрость была не чужда мужчинам во все времена, и чтобы избежать ревности второй супруги, Рокотов выполняет просьбу друга и «переодевает» портрет в мужской костюм.

uPages. Полина Григоровская. Тайная жизнь картин. Фото 3
Федор Рокотов «Неизвестный в треуголке»

Два автора одной картины

Известное всем «Утро в сосновом лесу» первоначально называлось «Медвежье семейство в лесу». Всем известно, что эта картина Ивана Ивановича Шишкина. Действительно, тщательно проработанный пейзаж выполнен им. Вот только зверей художник рисовать не умел, а без них картина выглядела не законченной. Ситуацию спас Константин Аполлонович Савицкий. Именно он является автором медвежьего семейства. Подпись второго автора на картине практически невидна. Говорят, что ее стер сам Третьяков, когда Константин Аполлонович пришел требовать половину гонорара, а не четверть, как рассудил собственник галереи. Ходят слухи, что Шишкин и Савицкий сильно поссорились при дележе гонорара. В любом случае больше совместных полотен они не писали.

uPages. Полина Григоровская. Тайная жизнь картин. Фото 4
Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу»


Первый или второй

Второй, наиболее известный, вариант картины Ильи Репина «Не ждали» написан в 1884 – 1988 годах, изображает он неожиданное возвращение политического ссыльного. Почему главный герой одет в отрепья и вернулся неожиданно для домочадцев, остается только догадываться. Может быть, он бежал и именно поэтому так напряжены фигуры взрослых участников действия. Менее известен первый вариант, созданный в 1883 году. Написан он маслом по дереву и изображает столь же неожиданное возвращение домой девушки – курсистки. Первый вариант писался с натуры, в комнатах дачи в Мартышкино. Натурщиками служили родные и знакомые художника. Все изменения в композиции второго варианта, в том числе и переработка мимики героев, производились непосредственно на холсте. Компоновка картины напоминала построение театральной мизансцены.

Черная ворона

Картина Сурикова «Боярыня Морозова» Третьяков приобрел в 1887 году за 25000 рублей и она остается в центре экспозиции музея до сегодняшнего дня. Существует версия, что сначала холст был гораздо меньшего размера, но в процессе работы композиция разрослась. Художник сделал снизу надшивку, на которой и изобразил расстояние от края картины до розвальней. Однако реставраторы эту легенду не подтверждают. Точно известно, что прототипом боярыни послужила тетка художника – Авдотья Торгошина. Суриков вспоминал, что ключом к образу главной героини стала ворона с перебитым крылом, а портретный образ срисован со старообрядки, повстречавшейся автору недалеко от Рогожского кладбища.

uPages. Полина Григоровская. Тайная жизнь картин. Фото 5
Василий Суриков «Боярыня Морозова»

Жил был мальчик

Картина Перова «Тройка» известна многим со школьных лет, но вглядываясь в лица детей и испытывая к ним жалость и сострадание, многие и не догадываются о печальной истории главного персонажа. Светловолосого мальчика для картины Перов искал повсюду. Однажды он встретил женщину с двенадцатилетним сыном Васей. Мать долго противилась просьбам художника и не разрешала сыну позировать. Он был последним ее утешением. Совсем недавно она потеряла мужа и похоронила других детей. После настойчивых просьб Перова женщина сдалась. Вскоре после завершения работы мальчик умер. Безутешная мать хотела приобрести картину, но к этому времени ее уже купил Третьяков. В качестве утешения Перов написал для нее портрет сына отдельно.

uPages. Полина Григоровская. Тайная жизнь картин. Фото 6
Василий Перов «Тройка»

Писать — не переписать

Николай Ге известен религиозными сюжетами. Его полотна «Что есть истина?», «Христос в Гефсиманском саду», «Распятие», «Тайная вечеря», наделяли Спасителя человеческими чертами. Это было весьма революционное решение образа Христа. Работы Ге официальное искусство считало надуманными. Ему часто давали понять, что он не оправдывает ожиданий. Покупались картины художника плохо. Он был вынужден экономить и, к большому сожалению потомков, писать одни картины поверх других. Таким образом, на картине «Милосердие» было написано полотно «Что есть истина?». Это было доподлинно установлено в результате экспертизы. Кроме того, со временем краски верхнего слоя стали прозрачными и между головами Понтия Пилата и Иисуса Христа проступило изображение предыдущей картины. Работы по исследованию старых красочных слоев преподнесли и ещё один сюрприз. В самом низу оказались ранние варианты «Распятия». Это не единственная картина Ге, переписанная неоднократно. Таким же метаморфозам подвергался «Христос в Гефсиманском саду». В последнем варианте Спаситель представлен готовым к жертве и отбросившим все сомнения человеком. Это очеловечивание Бога не совпадало с принятой обществом точкой зрения.

uPages. Полина Григоровская. Тайная жизнь картин. Фото 7
Николай Ге «Христос в Гефсиманском саду»

Картина не имела успеха ни на одной из выставок художника. Ее, вместе с другими работами, удаляли с экспозиций, как запрещенную церковной цензурой. Художник был вынужден демонстрировать полотна на частных квартирах. Но среди просвещенной публики произведения кисти Николая Ге постепенно становились популярны. Для молодежи он превратился в апостола нового искусства.

Третьяковская галерея, как бездонная шкатулка с историями. Рассказ о полотнах не имеет конца. Так же долго можно бродить по залам музея, раскрывая для себя неожиданные стороны известных картин.  

Полина Григоровская  

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует