Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Библиотека
Читать 4 минуты

Смерть в кредит

Антон Лукин
15.11.2016, 12:01
15.11.2016, 12:01

Своеобразность стиля позволила Луи-Фердинанду Селину сразу же занять законное место среди самых значимых авторов 20 века. Романы «Путешествие на край ночи» (1932) и «Смерть в кредит» (1936) стали двумя мощными ударами по всем литературным канонам и принятым правилам.
uPages. Антон Лукин. Смерть в кредит

Для Селина не существует авторитетов, он с врачебной точностью описывает скотскую суть человеческой природы. Это настоящий голос потерянного поколения - писатель сам принимал участие в Первой мировой войне, а после полученного ранения работал врачом в парижском предместье. Он видел поломанные и искалеченные судьбы сотен людей, это оказало существенное значение на писательскую деятельность.

Отвратительная правда

Вслед за оглушительным успехом в 1936 году пришло непонимание, сменившееся постепенно на неприкрытую ненависть обывательской публики к писателю. Последнее чувство было взаимным, что выразилось в написанной после выхода романа «Смерть в кредит» серии памфлетов. К репутации человеконенавистника постепенно добавилась слава расиста и антисемита, поэтому вместо денег и признания Селин получил заключение в тюрьму, после которого почти до самого конца жизни проработал в больнице для бедных.

Почему же публика на самом деле так невзлюбила писателя? Русская пословица о том, что правда режет глаза, будет тут как раз к месту. Селин говорит о жизни без прикрас, всё описывается именно так, как оно есть на самом деле. В этой сумасшедшей прозе нет запретных тем. Вот два мальчика подглядывают за любовными утехами хозяйки дома, где они работают, с молодым любовником, пока муж уехал в командировку. Чего только стоят финальные сцены, где так живо изображены сцены голода и холода, что от отчаяния хочется закрыть книгу и никогда к ней не возвращаться.

uPages. Антон Лукин. Смерть в кредит. Фото 2

Произведение во многом является автобиографическим, поэтому мы не можем уличить автора даже в малой лжи. Обыватель воспринимать литературу как нечто высокое, поэтому натуралистичные описания жизни низших слоёв общества вызывают у него отторжение. Надо признать, что многим литературным критикам при изучении Селина пришлось столкнуться со своими страхами, потому что редкий человек готов принять такую действительность.

Уникальный почерк

Большим достоинством Селина является оригинальность формы, его невозможно спутать ни с одним писателем. Чередование высокого и низких стилей выполнено идеально. Применяя приёмы арго, писатель уделяет огромное внимание стилизации бранных выражений, благодаря чему художественный замысел передаётся как нельзя более точно. Повествование имитирует сумбурную разговорную речь, что позволяет читателю более живо откликаться на сказанные рассказчиком слова.

Если после «Путешествия на край ночи» критики ещё пытались связать творчество Селина с традициями французского натурализма, ты выход «Смерть в кредит» окончательно доказал ошибочность данного суждения. Мы сталкиваемся с полным разочарованием в человеке, всепоглощающее отчаяние не даёт нам даже крохотного лучика надежды. Естественно, что ни о каких нравственных идеалах, присущих натурализму, здесь не может быть и речи.

uPages. Антон Лукин. Смерть в кредит. Фото 3

Ценность Селина как культурного явления было невозможно оспорить, однако критики один за другим выливали на него ушаты помоев. Неспособность идти на компромисс сделала врагами Селина даже его потенциальных друзей. После выхода «Смерти в кредит» писатель посещал с визитом Советский Союз, что стало поводом к написанию ряда разгромных памфлетов. Если бы бедняк мог занять место угнетающего его капиталиста, он бы вёл себя точно также по отношению к своим подчинённым - для Селина такое положение вещей казалось вполне очевидным.

В литературной среде неприязнь к Селину всегда имела открытую форму. Камю неоднократно заявлял, что испытал глубокое отвращение к творчеству этого писателя уже после нескольких прочитанных страниц. Тем не менее, острота языка Селина пришлась по душе многим деятелям постмодернизма, включая Генри Миллера и Уильяма Берроуза. Чарльз Буковски сделал Селина главным героем своего романа «Макулатура».

Скандалы и противоречия

Слава Селина имеет скандальный характер, писатель стал изгоем во всех слоях общества. Роман «Смерть в кредит» помимо всего прочего имеет историческую ценность, потому что предельно точно описывает жизнь и быт подростка накануне Первой мировой войны. Селин открыто говорит о вещах, о которых в обществе принято молчать, поэтому на примере главного героя произведения мы можем проследить жизнь целого поколения.

uPages. Антон Лукин. Смерть в кредит. Фото 4

Одной из важнейших среди поднятых в произведении проблем является высокая инертность общества. Люди во много безразличны друг к другу, в решающих ситуациях личных корыстный интерес берёт верх на созданием общественных благ. Показателен момент, когда мальчик работал в газете, объявившей вознаграждение за публикацию лучшего изобретения. Учёные и культурные люди предстали практически скотом, где каждый готов растолкать всех, лишь бы занять первое место.

Селин всегда оставался честен с собой и публикой - возможно, что именно поэтому он умер в бедности, хотя его произведения пользовались серьёзной популярностью. Писатель никогда не хитрил и не шёл на уступки, две войны и долгое пребывание на самом дне сделали его практически бесстрашным. Попытки выбраться на верх предпринимались Селиным всю жизнь, однако он при этом никогда не боялся упасть.

Выход из отчаянного положения

Есть вещи, от которых не может уйти ни один писатель. Селин с раннего возраста увлекался литературой, у него было что сказать, а также присутствовало умение сделать это так, как не сможет больше ни один человек в мире. Чтение романа можно сравнить с ударом по голове, оно отрезвляет и заставляет реально смотреть на вещи.

uPages. Антон Лукин. Смерть в кредит. Фото 5

Среди поклонников романа немало тех, кто при первой попытке прочтения не смог одолеть отвращение из-за натурального описания происходящих событий. Для многих «Смерть в кредит» становится шоком, особенно для тех, кто является поклонником высокой литературы. При этом в произведении в отличие от постмодернистских романов всё по-настоящему, здесь описывается реальность, а не ставится задача шокировать читателя ради остроты ощущений. Последний настоящий писатель умер в нищете, но спустя долгие годы он снова оказался востребован, что доказывается неслучайность полученной в 1936 году огромной славы.

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует