Вышедший в 1913 году роман «По направлению к Свану» остался практически не замеченным. Книгу нельзя было отнести к устоявшимся жанрам литературы, а выбранная Марселем Прустом форма повествования на первый взгляд казалась крайне хаотичной и обладала чрезмерной тягучестью.
Потребовались годы, чтобы первая часть эпопеи «В поисках утраченного времени» заняла своё место среди самых значимых литературных произведений во всей человеческой истории. С каждой последующей книгой (в состав эпопеи 7 частей) читателям яснее виделась мощь композиции, приходило осознание того, как должна выглядеть литература нового времени. Впрочем, даже среди главных героев модернизма Пруст занимает своё обособленное место.
Большое видится издалека
Чтение прустовских романов способно доставить проблемы даже подготовленным читателям, имеющим широкие познания в литературе и сотни прочитанных книг за спиной. Яркие метафоры и точное описание психологических переживаний захватывают дух, но при отсутствии цельного представления о сюжетной линии могут быстро наскучить. Особенное значение имеет одна сцена из третьей части романа «По направлению к Свану» — «Имена стран: имя». Она как солнце, проливающее свет на предыдущее повествование книги, находившееся до этого как будто в тени.
Представьте себе огромное прекрасное здание. Пока вы находитесь вблизи, вы можете любоваться каждой отдельной его частью, наблюдение красивых камней будет приятно для глаз, но представление о картине в целом будет отсутствовать. Пруст является мастером описаний, каждое переживание героев воспринимается для читателя как нечто личное. В качестве примера можно взять порыв ревности Свана, когда тот глубокой ночью поехал к Одетте, чтобы уличить её в обмане. Напряжение в этот момент достигает неимоверного градуса, а развязка сцены подобна сильнейшим ударам молний. Книга состоит из множества таких моментов, но лишь после её прочтения можно воссоздать в голове весь вид этого прекрасного здания. Терпение вознаграждается редким даром, удовольствие от понимания замысла Пруста сложно с чем-то сравнить.
Когда становится ясен композиционный замысел произведения, читатель обращает внимание на вещи, которые до этого казались незначительными. Любовь Свана к Одетте становится неким прообразом любви автора к их дочери Жильберте много лет спустя. Возникает множество осознанных и бессознательных аллюзий — те же любовные муки, те же тяжёлые переживания от неизбежных расставаний.
Жизнь в творчестве
Выбранный автором стиль повествования на первый взгляд кажется неочевидным. Роман рассказывает о событиях, между которыми пролегли десятки лет, отдельные отрывки кажутся ничем не связанными. Это похоже на яркие воспоминания, порой всплывающие в нашей памяти, если их соединить в соответствии с последовательностью их возникновения, мы также будем сомневаться в цельности полученного образа.
Приоритет вспышек приятных моментов прошлого в памяти над действительным порядком вещей неразрывно связан с самой жизнью автора. Марсель Пруст с 1906 года вынужден вести затворнический образ жизни из-за тяжелой формы астмы, многие прелести реальной жизни оказались для великого писателя недоступны. Нежные чувства к воспоминаниям и творческой переработке опыта прошлого оказали важное влияние на изобретение экспериментального времени, реализованного Прустом в своих произведениях.
Полное погружение
Обилие деталей и точный подбор слов для описания психологического состояния персонажей помогают добиться невероятной полноты переживания каждого момента. Взять одну из первых сцен книги; маленький мальчик переживает, что мама не придёт поцеловать его на ночь. Строгий отец не допускает чересчур нежного отношения к ребёнку, чтобы он вырос настоящим мужчиной. Погружаясь в бездну повествования, читатель сам становится маленьким мальчиком, ждущим от любимой мамы поцелуя перед сном.
Стиль Марселя Пруста делает описываемые вещи реальными, они становятся более осязаемыми по сравнению с миром за пределами читаемой книги. Внимание к деталям заставляет по-другому относится к самым обыденным вещам, они оказываются гораздо более значимыми чем кажутся. При этом предметы наделяются важностью нашим сознанием, именно оно с точки зрения Пруста обладает важнейшим значением.
Многими критиками отмечается сложность чтения романа, однако он довольно милостив к читателю. Перерыв в несколько месяцев не скажется на впечатлении, необычные метафоры снова увлекут в повествование с головой, как будто вы отложили книгу в сторону только вчера. Новые формы, созданные гением Марселя Пруста, стали настоящим глотком свежего воздуха, вклад романа «По направлению к Свану» в мировую литературу сложно переоценить — это одно из тех произведений, появление которого делит историю на до и после.
uPages рекомендует
Отдохнуть в Милане и не разориться?
Странствия
Как собирают потребительские Big Data лидеры интернет-рынка?
Технологии
Заброшенная «Пирамида»: частица советского прошлого на краю света
Странствия
Как я прыгнула с парашютом
Моя история
Скажи, куда ты ходишь, и я скажу, кто ты
Технологии
Вожди, дожди, терраса
Находки
Почему люди так жаждут быть обманутыми?
Психология
Как пиарить музыкальный проект с нулевым бюджетом
Профессия
Memento mori: 6 радикальных лекарств от лени
Рекомендую