Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Такие люди
Читать 8 минут

Фрида и компания

Ана
23 января 2017, 16:49
23 января 2017, 16:49

До XX века женщины-художницы воспринимались обществом как что-то немыслимое, даже вульгарное. Женщина-художник? Может, еще скажете, женщина-политик?

К сожалению, роль женщин в искусстве сильно недооценена. Очевидно, что без женщин не было бы таких гениев как Боттичелли, Рафаэль и, конечно, Да Винчи. Однако влияние женского пола на искусство воспринимается ровно так же, как влияние на него красоты Монмартра, запечатленного на полотнах Писсаро.

До наших дней женщины в истории искусства дошли безликими натурщицами, живыми натюрмортами или учебными пособиями по анатомии. Известный английский искусствовед Филип Хук в своей книге «Завтрак у Sothbeby’s» пишет:

«Год или два тому назад была проведена перепись двух тысяч трехсот художников, работы которых на тот момент экспонировались в лондонской Национальной галерее. Заодно выяснилось, сколько среди них было женщин. Четыре. Мне кажется, здесь налицо некий дисбаланс».

Тем не менее, в XX веке волны феминизма принесли в искусство множество новых женских имен. Но почему же тогда, говоря «художницы», на ум приходит разве что Фрида Кало? Чтобы исправить эту нелепую оплошность, в этом обзоре собраны пять женщин-художниц, оказавших значительное влияние на мировое искусство.

Артемизия Джентилески (1593 — 1653)

Артемизия Джентилески известна миру как «первая феминистка». Это связано сразу с двумя сторонами её жизни: творческой и личной.

Артемизия Джентилески. Вирсавия. 1636 г.
Артемизия Джентилески. Вирсавия. 1636 г.

Артемизия была дочерью известного караваджиста Орацио Джентилески. Именно отец стал её первым учителем, он же привёл Артемизию к пейзажисту Агостино Тасси, чтобы тот научил юную художницу искусству перспективы.

Это знакомство стало первой трагедией в жизни девушки. Тасси изнасиловал Артемизию, после чего последовало долгое и унизительное для художницы судебное разбирательство. Тасси пытался всеми силами избежать приговора, и у него, в силу определённых особенностей судебной системы Италии XVII века, это вполне могло получиться, если бы не стремление Артемизии добиться справедливости. В конце концов, Тасси был приговорен к тюремному заключению, и этот случай вошел в историю, как одна из первых крупных женских побед в суде.

ААртемизия Джентилески. Юдифь со служанкой. 1625 г.
ААртемизия Джентилески. Юдифь со служанкой. 1625 г.

Тем не менее, трагичная история Артемизия не единственная причина, по которой она попала в этот список.

Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы. 1610 г.
Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы. 1610 г.

Классические библейские и мифологические сюжеты Артемизия Джентилески изображает с нового ракурса, вызывая противоречия в обществе: ее картины ироничные, порой даже вызывающие. Сейчас мы бы назвали их «феминистичными»: женщины на полотнах итальянской художницы не безмолвные жертвы, они наполнены духом борьбы и, порой, кажутся хладнокровными и даже жестокими.

При этом талант Артемизии был принят даже её современниками, и она стала первой женщиной, которая была принята в Академию рисунков во Флоренции. Как отметил искусствовед Роберто Лонги, живопись Артемизии Джентилески поспособствовала распространению караваджизма в Европе.

Ангелика Кауфман (1741−1807)

Так же, как и Артемизия, Ангелика была дочерью художника, и именно отец проложил ей дорогу в мир искусства.

Ангелика Кауфман. Автопортрет с музами (аллегориями музыки и живописи). 1792 г.
Ангелика Кауфман. Автопортрет с музами (аллегориями музыки и живописи). 1792 г.

Ангелика Кауфман стала одной из двух женщин (вместе с Мэри Мозер), вошедших в число основателей Королевской Академии художеств. В 21 год она была избрана в члены флорентийской Академии художеств, а в 25 получила членство Академии Святого Луки в Риме. Ангелика Кауфман по праву считается одной из величайших и известнейших женщин-живописцев всех времен.

Ангелика Кауфман. Портрет Гёте. 1770-е
Ангелика Кауфман. Портрет Гёте. 1770-е

Её работами восхищались Фальконе (известный россиянам как автор «Медного всадника») и Шубин (так же известный российский скульптор). В Ангелику был безответно влюблён один из самых успешных английских художников того времени и основатель Академии Джошуа Рейнолдс. Драма «Рюи Блаз» Виктора Гюго была создана по мотивам истории из жизни Кауфман. Гёте считал художницу одной из самых умных и образованных женщин своего времени.

Ангелики Кауфман писала картины на мифологические и библейские сюжеты, но особенно ей удавались портреты. Работы художницы высоко ценились её современниками, миниатюрами с её картин украшали обложки книг, шкатулки и посуду.

Наталия Сергеевна Гончарова (1881 — 1962)

Наталия Гончарова, правнучатая племянница той самой Натальи Гончаровой, жены А. С. Пушкина, является одной из самых значительных русских художниц и самой «дорогой» художницей в мире. Её картины дважды били мировые ценовые рекорды на аукционе Christie’s: в 2007 году «Сбор яблок» (4.95 млн фунтов) и в 2010 «Испанка» (6.425 млн).

Н.С. Гончарова. Сбор яблок. 1909 г.
Н.С. Гончарова. Сбор яблок. 1909 г.

Несмотря на то, что Наталья Гончарова внесла значительный вклад в развитие русского авангарда, она вошла в число тех женщин-художниц, чью роль в искусстве частично затмил мужчина. Гончарова была замужем за известным авангардистом Михаилом Ларионовым. И хотя, в отличии от Ли Краснер, оставшейся в тени своего знаменитого мужа Джексона Поллока, Гончарова приобрела и славу, и влияние, её роль в развитии новых направлений в искусстве сильно недооценена.

Конкретно это связано с лучизмом, концепцией, созданной и развитой Ларионовым и Гончаровой, но ассоциируемой только с Ларионовым.

Н.С. Гончарова. Павлин под ярким солнцем. 1911 г.
Н.С. Гончарова. Павлин под ярким солнцем. 1911 г.

Гончарова принимала участие в Русских сезонах в Париже в 1915 году и появлялась на всех самых знаменитых выставках современного искусства в России.

С её именем связан ряд скандалов: арест картин, подвергшихся цензуре, обвинение в распространении «порнографии», судебные разбирательства. Сама художница об этих инцидентах говорила:

«Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».
Н.С. Гончарова. Пустота. 1913 г.
Н.С. Гончарова. Пустота. 1913 г.

Сюзанна Дюшан (Дюшан-Кротти) (1889 — 1963)

Будучи сестрой трёх знаменитых художников, Марселя Дюшана, Раймона Дюшан-Вийона и Жака Вийона, женой художника и графика Жана Кротти, Сюзанна Дюшан была «обречена» связать свою жизнь с искусством. Она была окружена великими художниками, которые сильно повлияли на мировоззрение и стиль художницы.

Сюзанна Дюшан. Несчастный реди-мейд Марселя Дюшана. 1920 г.
Сюзанна Дюшан. Несчастный реди-мейд Марселя Дюшана. 1920 г.

Картины Дюшан опережают свое время и одновременно с этим отражают всё то, что происходит в мире в период её творчества. Цвета на полотнах С. Дюшан вводят в ступор и вызывают противоречивые чувства. Их нельзя объяснить, нельзя понять, и всё, что приходит на ум, смотря на картины французской художницы, — это два слова: «Настоящая дада».

Сюзанна Дюшан. Сломанная и восстановленная мультипликация. 1919 г.
Сюзанна Дюшан. Сломанная и восстановленная мультипликация. 1919 г.

При этом родство с Марселем Дюшаном, художником, которого считают одним из основателей дадаизма и сюрреализма, сказалось на жизни Сюзанны не лучшим образом. Её роль в искусстве XX века, её бесспорный талант и смелый взгляд на живопись остались в тени именитого брата.

Фрида Кало (1907−1954)

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Если вам не известно имя Фриды Кало, то вы точно узнаете её образ, ставший культовым в мировом искусстве. Картины Фриды Кало — это выражение страданий, силы, самоиронии и любви к жизни.

Фрида Кало была необыкновенной женщиной: увлеченной коммунисткой, страстной художницей, много пила, курила и танцевала. Она улыбалась и заразительно смеялась, тогда как её истинные чувства и боль видели лишь её холст и кисти.

Фрида Кало. Две Фриды. 1939 г.
Фрида Кало. Две Фриды. 1939 г.

В детстве Фрида перенесла полиомиелит, иссушивший её правую ногу, из-за чего всю жизнь она прихрамывала и носила длинные юбки и брюки. В 18 лет Фрида попала в страшную аварию. Прогнозы врачей были неутешительны. Но вопреки всему она выжила, перенеся множество операций, годы в гипсе и инвалидной коляске. Постоянная физическая боль сопровождала художницу всю оставшуюся жизнь, но она не могла сравниться с душевными муками Фриды, лишенной возможности иметь детей, прикованной к кровати и обреченной на одиночество.

Фрида Кало. Разбитая колонна. 1944 г.
Фрида Кало. Разбитая колонна. 1944 г.

Первые автопортреты Фрида писала в постели. Для этого к потолку было прикреплено зеркало и сделан специальный подрамник.

Несмотря на то, что художница все же смогла снова ходить, и болезнь, и авария отразились на её здоровье. Но не на отношении к жизни.

Она страстно любила своего мужа, художника Диего Риверу, изменявшего ей, вынуждая обожать и ненавидеть его одновременно. Ей так же приписывают роман с Львом Троцким, которого они с Диего приютили у себя, когда тот бежал из России.

Фрида Кало. Viva la vida. 1954 г.
Фрида Кало. Viva la vida. 1954 г.

Творчество Фриды Кало — это глубокий смысл, зашифрованный в деталях; очевидные подтексты; завуалированные метафоры; душевные муки и ушедшие мечты. Образ Фриды Кало, приехавшей на свою первую выставку на Родине в своей кровати, улыбающейся со стопкой текилы в руках — это символ стоицизма и нескончаемой любви к жизни. Незадолго до смерти она написала картину «Да здравствует жизнь!» («Viva la vida»), после чего в её дневнике появилась запись:

«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться».

Каждый день миллионы людей посещают музеи и художественные галереи по всему миру, приоткрывая для себя завесу, разделяющую нашу жизнь с бессмертным миром искусства. И не важно, будь то Третьяковская галерея, музей Гуггенхайма или Лувр — величайшие собрания начинались с увлеченности и преданности человека истинной красоте, которая не имеет пола, не имеет возраста и национальности.

Другие статьи автора

Рембрандт на вынос

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует