Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Такие люди
Читать 7 минут

Александр Ковалев: «Как написать хит? Надо просто быть честным»

Татьяна Азанова
31 января 2017, 11:33
31 января 2017, 11:33

Александр Ковалев — поэт-песенник, чьи хиты звучат на радио и телевидении в исполнении Сергея Лазарева, Зары, Дмитрия Колдуна, Анны Плетневой, группы «Винтаж», Димы Билана, Гелы Гуралиа, Саши Project и других. Недавно Саша получил свой третий диплом «Песня года» (2016) за хит в исполнении Зары, а уже сегодня песня, написанная для Сергея Лазарева «Идеальный мир» взрывает все хит-парады страны. С Александром мы знакомы около трех лет, но только в минувший уикенд удалось провести с ним полноценное интервью, в котором он раскрывает некоторые свои секреты мастерства специально для начинающих авторов.

Александр Ковалев в Goos’to wine. Фотограф: Татьяна Азанова
Александр Ковалев в Goos’to wine. Фотограф: Татьяна Азанова

Сегодня — это время общего уныния и артисты не очень стремятся покупать песни

— Хочется поздравить тебя с дипломами «Песня года», которые тебе вручили совсем недавно, но всё-таки за прошлый год у тебя не так много работ выходило, чем в предыдущие года. Как думаешь, с чем это связано?

— Мы это обсуждали с композиторами: скорее всего — общее невнятное состояние российского шоу-бизнеса в целом, то есть какая-то «движуха» постоянная идет, но тем не менее, сегодня — это время общего уныния, и артисты не очень стремятся покупать песни, предпочитая недорогих авторов или вообще бесплатно написанные и так далее. Ну и конечно же, многие артисты пишут сами.

— Почему не хотят покупать, денег нет?

— Я не очень-то верю, что нет денег, у всех есть концерты — скорее всего, просто экономят.

— Как вообще ты начал писать профессионально?

— 2004 год, Леша Романоф (саундпродюсер группы «Винтаж», а теперь еще и Анны Плетневой) позвонил и сказал: «Саша, мы с тобой первые песни писали в начале 90х, поэтому хватит заниматься фигней — есть предложение написать песню для этого артиста, для того…». В общем, бросив все дела, я собственно и начал заниматься только этим. Если бы не Алексей, я бы, наверное, не состоялся как автор. Он мне дал шанс, кстати, мы до сих пор работаем совместно над материалом для разных исполнителей. Самые мои известные песни написаны в соавторстве с Алексеем Романовым, к тому же у него намного больше опыта в написании треков, а главное — он всегда мне помогал, подсказывал, как это надо делать и на что обратить внимание. Меня-то всегда уносило в лирику, куда-то там в космос и так далее. Собственно, он меня учил.

— А как вы пишите песни?

— Каждый раз по-разному. Например, песня «Сильная девочка»: Алексей Романоф прислал мне музыку вместе с готовым припевом и сказал, что здесь ему нужны чумовые куплеты. Бывает, что присылает несколько инструментальных треков, а когда у меня появляются какие-то мысли, идеи — начинаю писать на эту музыку. С песней же Сергея Лазарева «Идеальный мир» иначе — я прислал Леше текст, а у него через какое-то время появилась идея относительно музыкального сопровождения. Так он записал демо-версию «Идеального мира» и показал её Сергею Лазареву. И насколько мне известно, Лазарев на следующий день приехал пробовать петь этот трек в студии.

Видеоклип Сергея Лазарева на песню «Идеальный мир» (слова: Ковалев А., музыка: Романоф А. Режиссер: Сергей Солодкий)

Всем не угодишь, а я и не пытаюсь

— Слушай, а как ты относишься к критике в твой адрес?

— Люди критикуют не меня, не автора, они критикуют песни. Ведь каждому не объяснишь, почему это сделано так или иначе, ибо есть свои законы жанра, правила написания, правила построения. А вот когда людям делать нечего, они начинают «докапываться» до отдельных слов. Каждому не объяснить, почему я использую то или иное слово, определённым образом построил строчку. Бывает специально выбранное неправильное слово или фраза, я это делаю умышленно, для усиления эффекта. Критики, недовольные и неумные будут всегда. Всем не угодишь, а я и не пытаюсь.

— Тебя обижает то, что они пишут?

— В начале, когда начали появляться мои первые песни в эфирах радиостанций, которые в дальнейшем стали хитами — да, задевало. Была такая история: вышла песня Зары «Амели», и я зашел на какой-то сайт, почитать комментарии: поклонники Зары писали «Здорово!», «Гениально», «Шикарно», но были и недовольные: какой-то парень отписал, что песня непонятно о чем, а за ним вижу второй комментарий приблизительно такой: «Текст писала деградирующая личность». Честно скажу, меня так это накрыло — минуту сидел, немного распереживался, а потом подумал: «Саша, хотел славы — вот получай». Это и есть другая сторона известности твоей работы. И с того момента я стал очень равнодушно относится к подобным мнениям, даже если критика и оправдана — я всегда могу ответить на это, почему это сделано так — но абсолютно не желаю никому ничего доказывать. Похоже на ситуацию с новогодними огоньками: все массово накинулись на «голубые» телевизионные огоньки — складывается ощущение, что у людей всего две кнопки в телевизоре (первая и вторая), а в новый год больше заняться нечем — только и смотреть ТВ. У меня, например, цифровое телевидение — около 150 каналов — я не нашел бы что посмотреть в новый год, если бы решил вообще смотреть телек? Потом, у большинства есть интернет — чего накинулись на эти огоньки? Для своей целевой аудитории всё сделано абсолютно правильно.

Надо просто быть честным, честным быть перед собой

— Саша, много рассуждаем о хитах, так всё-таки как написать хит? Твоя рекомендация для молодых начинающих…

— Когда-то мне Дима Колдун сказал, что его так всегда развлекает, когда приходят знакомые друзья-музыканты и предлагают послушать их новую песнюсо словами «Это хит!». Вот откуда они могут знать, что эта песня будет хитом? Лишь время покажет — хит это или не хит. А написать можно хорошую песню.

Александр Ковалев. Фотограф: Татьяна Азанова
Александр Ковалев. Фотограф: Татьяна Азанова

А что такое хорошая песня?

— Во-первых, хорошая песня должна быть талантливой: гармоничная музыка, хорошие стихи. Во-вторых, звучание, исполнение, продакшн, мастеринг — то есть всё должно быть сделано профессионально и грамотно. Также надо понимать для какой аудитории ты пишешь. Если тебе самому не нравится — ни в коем случае нельзя это кому-то еще предлагать. Ибо если ты сам не доволен, то и другим будет сложно оценить твое творчество на должном уровне.

Как написать? Надо просто быть честным, честным быть перед собой — надо себе отдавать отчет: плохо ты это сделал или хорошо. Никакая критика не переубедит твою самокритику. А это всегда честнее. Но если ты уверен: всё, что ты пишешь — гениально — ну и пиши себе, не нужно это людям показывать. Надо отдавать отчет, что ты пишешь для людей, для них важно, чтобы им это было понятно и близко. Вот тогда и будет получаться.

— Тебе когда-нибудь предлагали музыку на твои стихи?

— Постоянно предлагают. Мне пишут очень много и знакомые, и незнакомые люди, но опять же — я далеко не на всё соглашаюсь.

— А бесплатно пишешь?

— Есть категория артистов: либо близкие друзья, либо очень нравится творчество исполнителя или близок по духу их талант — только тогда я могу сделать что-то бесплатно, но совершенно не массовая история, потому что написание текстов песен — это моя профессия, моя работа и мой заработок. И когда ко мне обращаются посторонние люди, желающие сделать совместный проект — я не вижу причин, чтобы отдавать им это за просто так, ради хорошего настроения. Это не алчность. Просто никто же не хочет делать свою работу бесплатно, и я в том числе.

Сейчас продюсерами обзывают себя все, кому не лень

— А вот с кем бы хотел поработать?

— Например, я бы с удовольствием написал что-то для Дмитрия Маликова, с юности слушал его. Была еще попытка сделать текст на музыку Дробыша, только не сложилось. И, положа руку на сердце, у меня даже сейчас великолепные композиторы: Костя Легостаев, Доминика, конечно, Алексей Романов, начинающий Миша Гладков и несколько других — в этом плане мне повезло, что они у меня есть, и мы друг друга понимаем, т.к. много работаем. Лично для меня Леша Романов остается композитором номером один в стране.

Я, например, никогда не думал, что буду получать премию «Песня года». Тогда мне казалось, что у меня абсолютно любительский уровень, а сейчас уже 3 диплома «Песня года». Это безусловно приятно и, как говорится, «Мечты сбываются». Я также никогда не думал, что буду писать прозу: есть уже написанный роман, есть ряд рассказов, а 3 года назад написал сценарий для полнометражного фильма — и совсем не предполагал, что смогу это всё сделать. Хочется попробовать выпустить небольшой сборник стихов — посмотреть на реакцию общества. Если окажется, что кроме меня это никому не нужно — наверное, я вряд ли еще буду выпускать сборники. Мне кажется, что мы живем в такое время, когда поэзию совершенно не ценят. И уж точно она продаётся не так, как раньше.

«Песня Года»: Зара исполняет песню Александра Ковалева «Ленинград»

— Саша, ты с 90х годов в шоу-бизнесе, не было у тебя желания заняться продюсированием?

— Когда-то я считался продюсером нескольких артистов в 2012 году: Костя Киото, Доминика, Арс Каверин… У нас вообще в стране продюсирование означает несколько не то, что во всём мире. Сейчас продюсерами обзывают себя все, кому не лень. Почему-то любой менеджер или администратор в России начинает называть себя продюсером. Это забавно. Со мной сложилась приблизительно такая же ситуация: нам дали возможность, студию, репетиционный зал и т. д. Но, по сути, моя задача была не вмешиваться в творческий процесс, а просто комфортно его организовать. И я организовал — подозреваю, что это немного не то, что на самом деле подразумевает термин «продюсирование». Конечно, я не продюсер. Но почему бы не попробовать, если вдруг мне предложат, а я буду ощущать поддержку и партнёрство близких мне людей, профессионалов в этом вопросе. Если на это будет финансирование (как-то давно понял, что всё своими силами не создать, за что-то всё равно надо платить — это правильно, это нормально). И, конечно же, должен быть артист, в талант которого я буду верить безоговорочно.

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует