Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Профессия
Читать 7 минут

Как мы делали своё радио

Фома Неверов
22 февраля 2017, 14:35
22 февраля 2017, 14:35

Стартап — это всегда любовь, помноженная на коммерческую составляющую. У нас случилась любовь бескорыстная. Так тоже бывает, но если коммерческая составляющая не приходит со временем, стартап гибнет. Лодка любви разбивается о быт, и всё такое.

Однажды мы собрались втроём и решили, что можем и хотим сделать собственное радио. В то время мы ничего об этом не знали. Теперь знаем почти всё. Не факт, что вас эта идея также увлечёт, но у нас глаза горят до сих пор...

uPages. Фома Неверов. Как мы делали своё радио

Кому сейчас нужно онлайн-радио, кроме энтузиастов вроде нас? Существует три основных направления — это СМИ, всевозможные торговые центры или сети магазинов и группы по интересам.

Солидные средства массовой информации пытаются объять необъятное, и проникают к своему потребителю всеми возможными путями — традиционными (например, печатная версия газеты), интернет-версией, без которой сегодня традиционного СМИ просто не существует, через соцсети (как правило, довольно неумело). И, конечно, создают онлайн-радио, потому что это дёшево, весело, придаёт особый шарм и респектабельность. Кто-то берётся и за интернет-телевидение, но о нём в другой раз.

«Радио», звучащее в торговых центрах, как ни странно, по формату максимально приближено к СМИ. Там работают профессиональные дикторы и монтажёры, подбирается «форматная» музыка, нередко даже делаются выпуски новостей.

Группы по интересам рассматривать не станем, потому что в них никого не волнует дикция ведущего, может куда угодно «плавать» звук, — главное, чтобы каждый мог высказаться. Вещание идёт обычно в группах соцсетей, и участникам это нравится, потому что им вообще нравится в своих группах.

Почему онлайн-радио?

Онлайн-радио, интернет-радио отличается от обычного отсутствием эфирного вещания (в FM или других форматах). Купить частоту для FM-эфира обычно под силу только радиостанциям, для которых радио — главный профиль деятельности. Это дорого, и должно иметь серьёзные экономические обоснования.

uPages. Фома Неверов. Как мы делали своё радио. Фото 2

Онлайн-формату требуется только широкополосный Интернет. Впрочем, в некоторых случаях можно обойтись и модемом — если хранить все аудиозаписи на специальных хостингах с установленным icecast или shoutcast софтом, а голосовые трансляции сократить до минимума.

Существует недорогое программное обеспечение для ведения радиотрансляций — например, популярная и очень простая в использовании программа Radioboss. Дополнительно вам потребуются программы для обработки звука, к примеру бесплатная Audacity. И ещё, конечно, вам нужно будет много звуков, хороших и разных, но об этом чуть позже.

Сколько это стоит?

А стоит это в общем недорого. Лучше не верить рекламным уловкам о «бесплатном» радиохостинге. Бесплатность оборачивается чудовищным качеством, чужими рекламными вставками, и, как правило, возможностью вещать только на сайте хостинга. То есть вы не сможете поставить плеер «своего» радио на собственный сайт или организовать трансляцию в своём «контактике».

Платить придётся за две составляющих. Первая — хостинг, то есть хранилище всего вашего музыкального или разговорного контента. Впрочем, вы можете обойтись домашним или офисным компьютером. Для этого, как было упомянуто, понадобится быстрое и бесперебойное интернет-соединение, и в общем во время радиовещания компьютер лучше не трогать. То есть играть в любимую игрушку и одновременно вести трансляцию вряд ли удастся даже с очень мощного компьютера. К тому же не забывайте о месте на жёстком диске — одна минута звука в формате Mp3 занимает около 1 мегабайта при среднем качестве. Для какого-никакого запаса вам потребуется порядка 30−50 часов музыки.

uPages. Фома Неверов. Как мы делали своё радио. Фото 3

Вторая платная составляющая, которой избежать куда сложнее — это плата за слушателя, так называемый «листинг». Один слушатель обойдётся вам примерно от 3 рублей в месяц. Учтите, что если весь месяц вы слушали себя только сами, и лишь в один день количество слушателей взлетело до тысячи — платить нужно за тысячу.

Можно также обойтись собственным компьютером, который даже при стабильной скорости соединения в 100 Мб/сек начнёт «захлёбываться» при одновременном подключении сотни абонентов. Впрочем, для начинающей станции набрать сто слушателей — уже большой успех. Мы же обложились амбициями и предпочли выкупить листинг на пять тысяч человек.

Кто это будет слушать?

Никто. В рунете полно бесплатной или дешёвой музыки, сотни эфирных и онлайн-радиостанций. С чего вы вдруг взяли, что ваш голос кому-то интересен?

А теперь отбросим уныние и скажем: мой голос кому-то интересен. Вы популярный блогер, или вам вообще есть что сказать миру. Наконец, у вас крупное СМИ со своими спикерами, которых народ желает не только читать, но и слушать. С торговыми центрами, стадионами, другими увеселительными заведениями всё и так понятно — у них аудитория, которая никуда не денется, и ставить чужое радио с чужой рекламой для них, как мне кажется, в наше время сплошной моветон.

На этом мы, собственно, и заработали первые свои «радиоденьги» — организовали вещание для сети магазинов и ресторанов. Деньги эти не отбили наших затрат, но слегка воодушевили.

Обязательно учтите: радио займёт у вас в несколько больше раз времени, чем оно будет вести свои трансляции. Включаетесь на 5 часов в сутки — работать придётся 15 часов. По крайней мере на первых порах, пока не споткнётесь обо все подводные камни.

uPages. Фома Неверов. Как мы делали своё радио. Фото 4

Профессионалы или любители?

Конечно, и те, и другие. Наша основная команда — трое человек, ни один из которых не является диктором. Да, один из нас профессиональный журналист, но газетчик; да, мы можем сводить звук, делать отбивки и джинглы, но настоящий диктор — это человек с красивым голосом, это актёр, творец и талант.

Поэтому для записи красивых заставок, отбивок, интро и джинглов мы привлекли настоящих профи. Мне кажется, они свою работу сделали на отлично, и в большинстве даже не взяли с нас денег, понадеявшись на развитие проекта. За рекламные «начитки» деньги берут всегда — в среднем это 1000 рублей за минуту у профи, если ему не приходится петь и накладывать музыкальные эффекты.

С другой стороны, гости радио и телеэфиров не обучаются дикторскому и актёрскому мастерству. Лишь бы говорили внятно, и говорили интересно. Авторские программы тоже не требуют волшебных модуляций голоса, — здесь важнее то, о чём говорит автор. Конечно, когда компоненты форма (то есть голос) и содержание идеально совпадают — это прекрасно, но вовсе не обязательно.

Дикторы, ведущие новостей и авторских программ в случае онлайн вещания могут находится в разных точках земного шара, как это получилось у нас.

Про звуки

Я намеренно не стал расшифровывать терминов и давать подробных инструкций — в коротком тексте всему не научишь, а если вы захотите делать радио всерьёз, то потратите десятки часов, изучая инструкции, выбирая для себя тип сервера и хостинга, настраивая программное обеспечение. Будьте уверены — все эти чудовищные трудозатраты окупятся удовольствием от первого «живого» эфира.

Но понимать, что каждый звук, каждая мелодия — объект чьего-то авторского права — необходимо. Привычка пользоваться «крякнутым» софтом и скачанной с торрентов музыки должна искореняться при выходе в публичное пространство.

uPages. Фома Неверов. Как мы делали своё радио. Фото 5

Записать самостоятельно даже звук дверного звонка совсем непросто. А вам понадобятся все эти ерундовые звуки для создания общей атмосферы. Большую часть вы сможете скачать очень дёшево на специальных «аудиостоках» (Гугл в помощь) или получить там же бесплатно (до половины контента «стоков» выкладываются даром, для затравки.

Представьте, что вы пишете джингл с фразой «Радио Абажур. Для тех, кто думает» (это слоган нашего радио). К начитанному диктором тексту необходимо «прикрутить» сэмплы (короткие звуки и звуковые эффекты), или часть публичной аудиозаписи, как это делали мы, выдёргивая смешные фразы известных людей, сказанные в телеэфире (за это платить не нужно, если фраза не сказана для чужого джингла).

Джингл — это короткое напоминание слушателю о том, какое именно радио у него в колонках или наушниках. Вставляется куда попало, иногда прямо посреди мелодии.

Для того, чтобы вас не засудили правообладатели песен, с ними тоже необходимо договориться. К счастью, сделать это можно, скачивая лицензионную музыку для публичных трансляций на тех же музыкальных стоках («сток» — грубо говоря, магазин со скидками). Есть и другие возможности — в частности, трансляция неполных композиций «в ознакомительных целях», но цель данной статьи, опять же, увлечь, а не обучить законам.

Свой премьерный эфир мы выложили подкастом в своей маленькой группе.

uPages. Фома Неверов. Как мы делали своё радио. Фото 6

Как на этом заработать?

Мы эту цель отбросили в самом начале. Наша станция всегда будет некоммерческой, без рекламы. Мы просто это любим, и к тому же поддерживаем таким образом популярность своего небольшого СМИ, которое я не стану здесь рекламировать. Заработать мы можем на собственных знаниях и на организации радиовещания для других.

Но у вас могут быть совсем иные цели, в которых нет ничего плохого. Большая аудитория вашего блога, огромная группа в соцсети, которую вы завлечёте на своё радио, обеспечит вам то количество слушателей, с которым можно будет идти к рекламодателю или спонсору. Но это уже совсем другая история.

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует