Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Находки
Читать 10 минут

От народного до краеведческого

Вадим Гранитов
15 марта 2017, 15:00
15 марта 2017, 15:00

Не будет большим преувеличением назвать вокзалы и краеведческие музеи визитными карточками городов. Уже по одному внешнему виду этих строений можно сделать выводы о городе, его управленцах и жителях. Но справедливости ради заметим, далеко не каждый город может похвастаться настоящим краеведческим музеем.

История Мичуринского краеведческого музея начинается в 1902 году. Правда, название у него тогда иное — художественно-промышленный. Инициатором создания местного музея становится художник Сергей Криволуцкий. Он вместе с единомышленниками выходит с просьбой «идею одобрить» на губернатора, в итоге разрешение получает и приступает к работе. В январе 1903 года в Козлове проходит первая выставка картин и прочих музейных экспонатов. А в 1915 году организовывают и городской педагогический музей, который располагается на квартире инспектора народных училищ. На содержание музея из средств казны отпускается 120 рублей в год — сумма небольшая — в 1913 году в России среднемесячная зарплата занятых в промышленности составляет 24,2 рубля. С приходом к власти большевиков музейная инициатива на местах поощряется.

Город Козлов (нынешний Мичуринск) начала XX века
Город Козлов (нынешний Мичуринск) начала XX века

Трудно сказать, что стоит за этим на самом деле. Ведь и борьба Ленина с неграмотностью преследует сугубо «меркантильные» интересы партии. Ильич, взяв курс на «ликбез», уточняет границы «культурного фарватера»: «Достаточно того, чтобы народ мог читать наши лозунги…». Тем не менее, в 1918 году, при Наркомпросе РСФСР формируют Всероссийскую коллегию по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Первыми ее членами становятся: Игорь Грабарь (тот самый, чьё заступничество в будущем спасет от разрушения местный Ильинский храм) и представитель Русского музея Александр Миллер. Да и храмы пока ещё не взрывают и поместья не жгут. В 1919 году в Козлове открывают два музея: естественнонаучный и художественно-исторический. Научные коллекции представлены в двух небольших отделах, главным образом собранных из школьных кабинетов. Экспозиция художественно-исторического музея собирается местным художником-археологом Григорием Романовым-Скороходовым — по совместительству заведующим этим учреждением, который трудится без помощника, жалованья не получает и довольствуется только продпайком. В 1938 году его душевные порывы оценят в духе времени — просто расстреляют.

В своём отчете в 1920 году он напишет: «Музей стремится популяризировать искусство среди местного населения всеми имеющимися средствами. Но, за неимением возможности оплаты труда лекторов, приготовления диапозитивов для лекций, ограничивается выставкой картин в музее и выставкой произведений искусства в 4-х уличных витринах». Сегодня это трудно представить: картины В. Маковского, И. Репина, Н. Ге выставлены в небольшом музее без какой-либо серьёзной охраны. Список полотен для народного обозрения, которые через полвека станут аукционными лотами, уходящими за миллионы долларов и евро, дополнен работами Б. Кустодиева, А. Савинова, В. Поленова, И. Левитана, Д. Мартена. Народ к такой «ерунде» относится скорее равнодушно — «тоже мне, картинки вешают!». Большинству посетителей культурного заведения по душе другие ценности: шитьё, фарфор, мебель в стиле «Ренессанс» и «Ампир», керамика и образцы местной глины… Музей теперь — народный.

В конце 20-х годов художественно-промышленный и естественно — научный музеи объединяют в один — народный музей. В его фондах церковные древности: иконы, кресты, складни, деревянная скульптура, нумизматическая коллекция, мебель, фарфор, картины, печатные книги XVII—XVIII вв.еков. Лет через семьдесят от этого почти ничего не останется, многое исчезнет в мутном водовороте перестройки…

Богатство народа

«Мы все-таки мудреем год от года, распятья нам самим теперь нужны. Они — богатство нашего народа, хотя, конечно, пережиток старины…» Эти ироничные строчки Владимир Высоцкий напишет гораздо позже. Большевики, хотя мудростью не отличаются, но мыслят масштабно и в распятьях толк знают. В феврале 1922-го Президиум ВЦИК издает постановление «О ликвидации церковного имущества» и постановления «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». Теперь музеи получают право забирать наиболее ценные иконы и другие богослужебные предметы из храмов в свои фонды. И уже в 1925-ом, комиссия по распределению имущества бывшего Козловского женского монастыря и бывшего Волынского полка, постановляет: «1. Предметы, имеющие художественно — историческое или бытовое значение передать в Козловский Нармузей. 2. Предметы, имеющие культовое значение и не представляющие музейной ценности — передать обществу верующих. 3. Предметы, представляющие материальную ценность по своему составу (серебро) и вещи, не являющиеся неотъемлемой принадлежности культа — передать в госфонд». Тчк.

В 1929 году городские музеи объединяются в Козловский окружной музей. В октябре 1931 года на заседании Президиума Козловского горсовета принимают постановление: «Считать помещение, отведенное под музей, временным. Весной 1932 года представить для размещения музея здание — одну из церквей города, с расчетом полного развертывания краеведческой работы, работы музея и его открытия в новом помещении к 1 мая 1932 года».

Более того, все городские предприятия, учреждения и организации, обяжут представлять в музей в виде экспонатов новую продукцию, которая в той или иной степени знаменует собой продвижение социалистического строительства. Дату окончания ремонта здания музея выбирают «правильную» — 1 ноября 1931 года.

Не забывают и о профподготовке — для повышения квалификации музейных работников рекомендуют отправлять на курсы и в краткосрочные научные командировки в музеи других городов. В 1932 году в связи с переименованием Козлова в Мичуринск музей называется Мичуринским городским музеем краеведения. В 1935-ом он располагается на ул. Революционной. В ноябре 1935 года помещение краеведческого музея занимает фельдшерско-акушерская школа, что влечет по существу ликвидацию краеведческого музея, вынужденного находиться в непригодном помещении для работы и хранению экспонатов (бывшем женском монастыре). Только в 1937-ом помещение вновь было передано под музей. Во время этих передряг многие документальные материалы теряются или погибают. Особенно сильно пострадает коллекция в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года из музея изымут и сдадут в доход государства предметы и изделия из драгметаллов, а само учреждение закроют, и только в ноябре 1943 года, в связи с отдалением фронта он распахнет свои двери. Под музей передают внутреннюю церковь бывшего мужского монастыря…

Одно время музей «квартировался» в купеческом особняке Сазыкина
Одно время музей «квартировался» в купеческом особняке Сазыкина

Не будет преувеличением сказать, что фундаментальные перемены в нём начались в 1946 году, когда его руководителем назначают Анатолия Парамонова — выпускника рабфака Плодоовощного института 1939 года и заочного отделения Мичуринского учительского института 1954 года. Вчерашний фронтовик, уроженец города, сам выходит с инициативой к городскому руководству о создании нового музея, где будет собрана вся история города в экспонатах. Идея властям нравится и для её воплощения в жизнь отводится место в старинном особняке купца Сазыкина на Революционной.

Там она «продержится» до середины 60-х годов, когда в очередном угаре научного атеизма музеем окажется уникальный храм Тамбовщины — Ильинский. Открытие состоится 3 июля 1965 года. В целях эстетического воспитания трудящихся в музее создадут художественный отдел, где станут проводить художественные и другие выставки. А в декабре 1966-го откроют выставку произведений голландского и фламандского искусства XVII века из собрания Эрмитажа. Сюда привезут полотна Рубенса, Ван — Дейка, Рембрандта, Меера, Гойена и других известных живописцев…

На новом месте

Переоборудовать вчерашнюю церковь в советское учреждение культпросвета — задача не из легких. Партийцы ставят высокую планку: всё должно «быть как надо». В 1965 году Анатолий Парамонов вместе с коллегами приступает к созданию нового музея почти с «чистого листа». Через два года, он станет одним из лучших в стране.

Ильинский храм в котором много лет располагался краеведческий музей
Ильинский храм в котором много лет располагался краеведческий музей

Но внутреннее убранство бывшего храма нужно переделать, чтобы ничего из «ненужного несоветского» прошлого не напоминало о нем — таково требование властей. И Парамонов, понимая в каком здании ему предстоит работать, просит художника-реставратора Льва Барзина побелить стеновые росписи так, чтобы потом побелку можно без усилий смыть и оставить уникальную роспись прошлых веков без повреждений. Директор музея и художник друг друга понимают с полуслова. Всё сделано так, как просит Парамонов. Через тридцать лет в 1998 году, те, кто будут восстанавливать Ильинский храм после его возвращении РПЦ, скажут им спасибо. А пока храм 18 века, словно понимая превратности своей судьбы и бурной эпохи, сам становится главным грандиозным экспонатом и вмещает под свой узнаваемый «петропавловский» шпиль и купола сокровища Тамбовщины…

Так выглядел Ильинский храм 100 лет назад…
Так выглядел Ильинский храм 100 лет назад…

Первый этаж отводится под отдел природы и дореволюционный отдел. Второй — социалистическому строительству в городе, и здесь же располагается художественный отдел: тут подлинники работ Александра Герасимова, с которым Парамонов не просто хорошо знаком, они — большие друзья. Авторитет Парамонова растет год от года, он теперь возглавляет областную комиссию по приемке подобных учреждений. Его музей, в который он без преувеличения вкладывает душу, отмечают даже кремлевские чиновники. В один из приездов в Мичуринск, секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов во время экскурсии восклицает: «Это лучший музей страны»! Слова соратника Брежнева становятся «пророческими»: мичуринскому музею, благодаря заслугам Парамонова в 1967 году решением Всероссийского оргкомитета по проведению смотра музеев вручается Диплом Министерства культуры «Лучший музей РСФСР».

При этом сам новатор и энтузиаст живет более чем скромно: с четырьмя дочерьми в небольшом подвальном помещении. Новую квартиру он получит лишь в 1979 году. Забегая вперед скажем — заслуженный работник культуры РСФСР Анатолий Парамонов проработает директором почти 40 лет, до 1983 года. Ему вручат медаль «За доблестный труд» и занесут в городскую Книгу трудовой доблести. Потом «в благодарность» за сделанное с этой должности городские руководители его тихо уволят. А в 1998 году его не станет…

Экспонаты ушедшего деревенского быта Тамбовщины представлены в музее и сегодня
Экспонаты ушедшего деревенского быта Тамбовщины представлены в музее и сегодня

Но уже тогда фонды собрания парамоновской коллекции впечатляют: здесь редкие экспонаты холодного и огнестрельного оружия 17−18 веков, предметы антиквариата и мебели, чучела животных и птиц, личные вещи известных людей, чья биография связана с родным городом. Чучела и диорамы зоологического отдела изготавливают таксидермисты из Ярославля и Мичуринска. Работники музея выезжают в другие города, где учатся у коллег и перенимают опыт. Анатолий Парамонов — автор всех тематическо-экскурсионных лекций, и статей о местных достопримечательностях, вошедших в материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Его сотрудники с лекциями и рассказами об истории Тамбовщины колесят по деревням и сёлам района, выступают на заводах и предприятиях.

Модели от российских сельских «кутюрье» 18−19 веков здесь можно увидеть и сегодня…
Модели от российских сельских «кутюрье» 18−19 веков здесь можно увидеть и сегодня…

Одновременно с чтением лекций для тружеников села проводят выставки — передвижки. Парамонов не забывает, что искусство, принадлежит народу. Вход в музей бесплатный. В день его посещают до 15 групповых экскурсий. К каждому новому экспонату, который удаётся «добыть» Парамонов требует неопровержимые доказательства подлинности и оригинальности. Никакой провинциальности в работе, всё так, как в лучших музеях СССР! Страны, которая очень скоро канет в Лету… С распадом Союза музей перебрался на новое место в бывший дом политпросвещения на Советской. Сегодня его руководитель известный в области краевед Олег Сазонов.

— Олег Валерьевич, хотя вы недавно возглавили это учреждение, тем не менее, какие-то определенные выводы сделать уже можете. Каковы ваши впечатления от первого года работы в этой должности?

— Года еще не прошло, я работаю здесь с июня 2016 года. Они довольно разные. От огромного удовольствия, которое получаю, так как занимаюсь любимым делом. И некого неудовлетворения и даже обеспокоенности, когда смотрю на то, в каком состоянии находится старейшее культурно-просветительское учреждение в городе.

— Что не так в этой ситуации?

— Во-первых, само здание музея, куда его перевели, в очередной, образно говоря, десятый раз. Мало того, что такие переезды губительны для экспонатов. Сделано это было без должной подготовки и даже мало-мальского ремонта. Хотя были подготовлены документы и смета, но все это так и осталось только грудой ненужной бумаги. Само нынешнее здание было выбрано без учета особенностей музейного дела, и очень слабо подходит для полного раскрытия нашего музейного потенциала. В первую очередь, это — коридорная система здания, большое количество маленьких комнат (за исключением двух, в одном расположен исторический отдел, в другом мы проводим торжественные мероприятия и художественные выставки). А у нас более 20 тысяч экспонатов! Среди них есть интереснейшие в плане исторической и культурной ценности. Мы не можем всё это выставить в экспозиции ни в классическом, ни в современном понимании музейного искусства и нормативов. Да и само здание требует сегодня серьёзного капитального ремонта, как снаружи, так и внутри.

— Что сегодня может предложить краеведческий музей своим посетителям?

— В настоящее время действуют отделы: исторический, художественный и природы. В исторический отдел входят: зал истории Российской империи, зала ВОВ, зал православной истории, зал, посвященный почетным гражданам Мичуринска. В художественный — мемориальный за С. М. Никиреева, и два зала для передвижных выставок. В отделе природы музея представлена зоологическая коллекция, дающая представление о животном мире края и его охране, фауна Тамбовской области, отражающая местные особенности, географические и биологические закономерности, взаимосвязь законов природы и природных процессов. Число предметов основного фонда около 14 тысяч единиц. Кроме того, в нашем филиале — музее достижений мичуринской науки, расположенном на территории дома-музея И. В. Мичурина собраны предметы, принадлежавшие выдающимся деятелям науки г. Козлова-Мичуринска. Здесь выставлены экспозиции, посвященные наукограду, где представлены фото и документальные материалы о научно-исследовательских учреждениях и ведущих ученых в области садоводства. Не надо забывать, что краеведческие музеи в большей части — довольно похожи по своей структуре и экспонатам. Найти в них какие-либо уникальные экспонаты — сложно. Чего нельзя сказать про музеи мемориальные. Такие как, например, наши — известные далеко за пределами страны, дома-музеи Мичурина и Герасимова. Там находятся вещи, которые больше нигде не увидишь, так как они связаны с именами своих известных хозяев. Наша цель сделать музей отличным от других краеведческих музеев страны. Для этого его необходимо наполнить такими экспонатами, которых в других подобных учреждениях нет или почти нет. Это серьёзная и кропотливая работа не одного дня.

— А вы сами ищете новые экспонаты для своей коллекции?

— Обязательно. Фонды музея постоянно пополняются новыми документальными, вещевыми и изобразительными материалами. Одной из первых моих инициатив было обращение в соцсетях, что мы радостью примем в дар любые вещи, которые связаны с историей города. Ведь часто люди просто выбрасывают старые письма, газеты, фотографии, книги, и многое другое, как отжившие свой век и ненужные вещи. Инициатива получила отклик. Недавно жители города подарили нам старинную швейную машинку, самовар, мебельную «горку», зеркало, настенные часы, старинный утюг с трубой, коллекцию нательных крестиков и другие вещи. Художники после своих выставок передают в дар нам свои работы.

— У вас в позапрошлом году появился филиал…

— Да, с октября 2015 года в нашей структуре находится и дом-музей академика РАСХН П. Н. Яковлева. Он расположился в стенах дома, в котором с 1952 до 1957 года жил известный учёный, ученик и последователь И. В. Мичурина. Двухэтажное деревянное здание находится на территории дома-музея И. В. Мичурина.

— Часы вашей работы?

— Музей работает с 9 до 17 часов. Выходной — понедельник. Телефон для справок 8 — (47 545) — 5−21−70. Ждем всех желающих.

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует