Выбор редакции

Популярное

Выбор читателей

Библиотека
Читать 8 минут

Чародеи киноплёнки

Михаил Пономарев
14 марта 2017, 11:36
14 марта 2017, 11:36

Что делает нас фанатами того или иного режиссёра? Какие ленты врезаются к нам в память? Почему одни фильмы мы забываем через 10 минут после просмотра, а к другим возвращаемся раз за разом, по-прежнему получая удовольствие пятого или даже десятого просмотра? Всему виной магия режиссёрского мастерства. Уникальность режиссёрского стиля — тот аспект картины, который должен выделить её среди других, стать особым лицом киноленты, вызывающим интерес зрителей и восторг критиков.

uPages. Михаил Пономарев. Чародеи киноплёнки

Как правило, неповторимый стиль режиссёра проявляется в авторском независимом кино, где режиссёр — царь и Бог, а его слово — закон. Большинство великих режиссёров вообще снимали авторское кино на протяжении всей своей карьеры. Что не удивительно, ведь когда в рамках одного проекта сталкиваются маститый режиссёр и крупная студия, это неминуемо приводит к конфликту двух титанов, имеющих разные взгляды на предстоящий фильм, что в свою очередь отражается на итоговом качестве ленты и финансовых сборах.

В истории кинематографа немало примеров подобного рода «сотрудничества», которые не приводили ни к чему хорошему, поэтому сейчас «большие» режиссёры снимают фильмы под собственным началом, а большие студии приглашают в режиссёрское кресло молодых и амбициозных режиссёров-ремесленников, которыми по ходу съёмок с успехом манипулируют, направляя в нужное студии русло. Однако, из этого правила, как и из любого другого есть свои исключения, одно из которых появится в этом списке.

Говоря об уникальности режиссёрского стиля, я попытался подобрать тех представителей, фильмы которых вы не перепутаете ни с чем, а потому в список не вошли такие известные режиссёры как Стивен Спилберг или Джеймс Кэмером, так как при всей гениальности этих профессионалов своего дела, вы всё же вряд ли сможете с первых кадров уверенно определить их творение. Итак, пятёрка гениальных режиссёров, покоривших зрителя уникальным стилем постановки.

Леонид Гайдай

Честно говоря, я далеко не поклонник излюбленной многими аксиомы «Раньше была трава зеленее», но когда речь заходит о таком понятии, как отечественная комедия, двух мнений быть не может: если 30 лет назад мы погружались в атмосферу уюта, теплоты и счастливой наивности, то сейчас вынуждены созерцать кривляния актеров ТНТ и бывших КВНщиков.

uPages. Михаил Пономарев. Чародеи киноплёнки. Фото 2

«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» — Гайдай писал золотые страницы отечественного кинематографа в целом и русской комедии в частности. Фильмы разлетались на цитаты и уходили в народ, троица «трус-балбес-бывалый» стала культовой и перекочевала ещё как минимум в пять отечественных фильмов других режиссёров, ленты Гайдая знают наизусть, их в не исчисляемый раз пересматривает прошлое поколение, и впервые знакомится новое поколение, да что говорить, уверен, вы сами не сосчитаете, сколько раз пересматривали любимую «Бриллиантовую руку».

В своих фильмах Леонид Йович для создания комичного эффекта часто использовал ускоренную перемотку действий персонажей. Такой, казалось бы, незамысловатый эффект отлично вписывался в атмосферу фильма, становясь своеобразной визитной карточкой Гайдая. Также режиссёр любил использовать некоторые визуальные находки, которые, хоть и были ограничены периодом того времени, смотрелись органично и свежо, одна сцена с почесыванием Труса в «Кавказской пленнице» чего стоит! В остальном же все уже сказано не раз: работы Леонида Гайдая — это очень уютное родное кино. Светлая память великому режиссёру.

Квентин Тарантино

Ярчайший пример любви к своему делу. Ни один режиссёр из этого списка не был так одержим кино, как Квентин Тарантино. Мать знаменитого режиссёра родила Квентина в 16 лет от музыканта, который ушёл из семьи ещё о рождения ребёнка. Так как мать Тарантино работала целый день, а отчим по ночам, Квентин всё своё детство провёл перед телевизором за просмотром фильмов категории «В», отсылки к которым до сих пор появляются в его картинах. Со школой у режиссёра не сложилось, и уже в 15 он стал искать работу. В 22 будущий режиссёр устраивается на работу в видео-архив, где и знакомится с начинающим продюсером Лоуренсем Бендером, который подтолкнул Тарантино к написанию сценариев и впоследствии реализовал сценарий первого полноценного фильма режиссёра «Бешеные псы».

uPages. Михаил Пономарев. Чародеи киноплёнки. Фото 3

Фильм Квентино Тарантино не узнать невозможно: общие планы, долгие сцены, кровавый экшен, как правило нелинейность повествования, разделение истории по главам и, о да, диалоги. Что ни говори, а диалоги — это лучшая составляющая любого фильма Тарантино, не важно, разговаривают ли персонажи о справедливости и чести, или же о том, как называются бургеры в Голландии, вы будете внимать каждому слову и не заметите, как за разговорами «о том, о сём» прошла добрая половина фильма. Так же характерной чертой режиссёра является то, что он без зазрения совести может «позаимствовать» какой-либо определённый момент или же целый эпизод из другого фильма и в одночасье сделать его своим. Яркий пример: известная сцена с отрезанием уха полицейскому в «Бешеных псах» была начисто слизана с аналогичного момента итальянского спагетти-вестерна «Джанго» 1966 года.

Подводя итог, история Тарантино — это очень вдохновляющая история человека, который, будучи предан своему делу как никто, завоевал любовь зрителей по всему миру, при этом не имея специального образования. Если верить словам самого режиссёра, нас ждёт ещё два за его авторством, что ж, ждём с нетерпением.

Гай Ричи

Кто круче: самурай или викинг, Шварцнеггер или Сталоне, бэтмен или человек-паук? Сколько ещё подобных бессмысленных споров вы знаете? В своё время я со своим приятелем не раз вступал в словесные баталии подобного рода, и каждый раз мы решали один и тот же непримиримый вопрос: «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино или «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи? И как бы я не любил старика Квентина с его четвертьфунтовыми бургерами и дискуссиями о степени интимности массажа ног в этих дебатах я раз за разом принимал сторону элегантного британца Ричи.

uPages. Михаил Пономарев. Чародеи киноплёнки. Фото 4

У Гая Ричи был отличный старт карьеры, свой первый и, по мнению многих, лучший фильм режиссёр снял в 27 лет и сразу же стал одним из самых обсуждаемых режиссёров Великобритании. И совершенно заслуженно, «Карты, деньги, два ствола», прологом для которых послужила короткометражка 1995 года «Трудное дело» того же Ричи, содержали в себе все составляющие шикарной криминальной комедии: отличный сценарий, который ловко закручивает ворох сюжетных линий в единую логичную цепь событий, отличный юмор, как словесный, так и ситуативный, а также целый перечень цепляющих и интересных персонажей (к слову, для Джейсона Стетхема роль «Бекона» была первой и едва ли не единственной, в которой он не отстреливает всех и вся с пафосной миной).

Именно в этой картине стал проявляться уникальный стиль Ричи, который тот в последствии довёл до совершенства, а именно элегантность каждого кадра и динамика во всём. И хоть множество критиков окрестили этот фильм вторичным подражанием «Криминального чтива», зритель отнёсся к фильму более чем благосклонно о чём свидетельствуют 25 миллионов сборов при миллионном бюджете.

Затем в 2000 году последовал не менее успешный «Большой куш», на роль в котором удалось привлечь Брэда Питта, а вот дальше начались проблемы. В 2002, 2005 и 2008 вышли «Унесённые», «Револьвер» и «Рок-н-рольщик» соответственно, которые хоть и сохраняли свойственную стилистику Ричи, до своих предшественников, не дотягивали. Отзывы критиков были холодны, а сборы не хватали звёзд с небес, что подкосило карьеру Ричи как независимого режиссёра.

Сейчас режиссёр уже не пишет собственные сценарии к фильмам, его фильмы заплыли определённым жирком и голливудским лоском, но одно осталось неизменным: дух авантюризма по-прежнему присущ всем новым работам режиссёра, а динамичность и бодрость повествования по-прежнему приковывают вас намертво к экрану. Думаю, за это стоит сказать спасибо режиссёру и пожелать удачи с грядущим весной переосмыслением истории о рыцарях круглого стола под названием «Меч короля Артура».

Кристофер Нолан

То самое исключение из негласного нейтралитета между крупными студиями и независимыми режиссёрами. Мальчик-дальтоник по имени Кристофер взял в руки камеру в 8 лет и практически не расстаётся с ней по сей день. Историю для своего первого фильма Кристофер вместе со своим братом, профессиональным сценаристом, Джонатаном придумали, что называется «от нечего делать»: во время длительной поездки на поезде братья чтобы развлечься, начали придумывать идеи для сценариев, которые в теории можно бы было экранизировать. Джонатан придумал историю о человеке с проблемами в кратковременной памяти, стремящемся отомстить за смерть жены и выяснить, что с ним произошло. Режиссёр так загорелся этим сюжетом, что немедленно сел за написание сценария. Так родился напряжённый триллер «Помни» 2000 года с Гайем Пирсом в главной роли.

uPages. Михаил Пономарев. Чародеи киноплёнки. Фото 5

Хронология событий фильма была выстроена таким образом, что зрителю под стать главному герою, приходится восстанавливать минувшие события и постепенно разбираться, что и зачем происходит. Проще говоря, фильм шёл задом наперёд и оставлял после себя открытый финал. И в этом все фильмы Нолана, в них всегда есть какое-то двойное дно, нечто, что заставляет мозг работать на протяжении всего просмотра. «Престиж», «Начало», «Темный рыцарь», «Интерстеллар» — все эти фильмы не просто захватывают, они заставляют самого зрителя корпеть над сюжетом, провоцируют на поиск возможных решений и последствий, заставляют соображать.

Пожалуй, единственное, за что можно упрекнуть Нолана, это излишняя пафосность, ибо весьма забавно наблюдать, как в условном «Интерстелларе» ни один диалог не обходится без вычурного афоризма, неуместной метафоры или монолитной фразочки. В остальном же Нолан как никто доказывает, что даже крупный проект, ориентированный на массового зрителя, может вносить весомый вклад не только в карманы боссов больших студий, но и в историю мирового кинематографа.

Стэнли Кубрик

Эта личность не нуждается в представлении. Стэнли Кубрик, пожалуй, самая знаковая фигура кинематографа за всю его историю. В 1951 году молодой фотограф журнала «Look» с подачи своего друга Алекса Зингера снимает свой первый короткометражный документальный фильм «День схватки» и продаёт небольшой кинокомпании RKO за сумму в 100 $, в сотрудничестве с этой компанией режиссёр снимает ещё 2 документальных фильма. Так зарождалась легенда.

uPages. Михаил Пономарев. Чародеи киноплёнки. Фото 6

После череды документалок Кубрик снимает ряд короткометражных художественных фильмов, которые выходили ограниченным прокатом и, хоть и имели высокие оценки критиков, не были коммерчески успешными. По-настоящему крупным и знаковым для режиссёра проектом стал «Спартак» 1960 года, от которого режиссёр впоследствии отрёкся. В ходе производства фильма режиссёр столкнулся с отсутствием творческой свободы и поссорился с исполнителем главной роли Кирком Дугласом, что убедило Кубрика впредь снимать независимые от Голливудских продюсеров, картины.

«Космическая одиссея 2001 года», увидевшая свет в 1968 году, стала первой воистину монументальной картиной Кубрика, в которой режиссёр продемонстрировал своё мастерство во всей красе. Из 2 часов 20 минут диалоги персонажей занимали от силы третью часть всего фильма. В неспешную историю борьбы человека с искусственным интеллектом каждый вкладывает свой смысл, споры о посыле картины живы до сих пор, но одно остаётся неизменно-великолепная панорама космоса, созданная Кубриком. Специфика крупных планов, оригинальный наплыв, необычное использование классической музыки и изолированность человека в собственном мире — вот отличительные черты лент этого режиссёра, которые впоследствии также наблюдались в не менее легендарных «Заводном апельсине» и «Сиянии».

Последним фильмом режиссёра стала семейная драма «С широко закрытыми глазами». Эта мрачная картина, как и некоторые другие фильмы режиссёра, были подвержены серьёзной цензуре и породили множество споров: кто-то считал это крупнейшим провалом режиссёра, кто-то -последним шедевром XX века. В любом случае это лишь доказывает значимость этого великого режиссёра для кинематографа.

Ещё в этой рубрике

uPages рекомендует